|
|
N°36, 04 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайский путь в Арктику лежит через Россию
В Москве с интересом изучают доклад «Китай готовится к свободной ото льда Арктике», опубликованный Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира (СИПРИ). Автор документа -- финская исследовательница Линда Якобсон, с ноября 2009 года возглавляющая в институте программу изучения Китая и глобальной безопасности. По ее мнению, Пекин заинтересовался последствиями таяния арктических льдов, происходящего из-за изменения климата. Не исключено, что полярная зона когда-то станет пригодной для мореплавания хотя бы в летние месяцы. Китайские ученые уверяют свое правительство в экономических и политических последствиях того, что путь морем из Китая в Европу укоротится на шесть с лишним тысяч километров, а природные ресурсы Арктики станут более доступны. После опубликования на днях этого доклада Линда ЯКОБСОН дала отдельные комментарии прессе, но с развернутым интервью предпочла выступить во «Времени новостей».
-- В докладе вы указали на возможное в будущем «напряжение в отношениях Китая и России». Чем оно может быть вызвано?
-- Китай тревожит то, что Россия может запросить слишком высокую плату за пользование транзитными маршрутами внутри ее морской экономической зоны и за оказание услуг для судов. Имеются в виду спасательные, ремонтные и другие «тыловые операции». Международное морское законодательство говорит, что такая плата должна быть «умеренной». Но кто будет определять, что значит «умеренная плата»? Введение Россией высоких тарифов может частично или полностью лишить Китай коммерческих выгод от использования полярного пути.
-- Еще вы отметили, что у Китая по арктическим делам наиболее развит диалог с Канадой и Норвегией. Как раз с этими членами Арктического совета в тех же делах у России есть разногласия.
-- У Китая есть много возможностей для сотрудничества с малыми странами Арктического совета, особенно с Норвегией. На ее архипелаге Свальбард (Шпицберген, имеет особый статус, у России там есть несколько населенных пунктов и права на ограниченную хозяйственную деятельность. -- Ред.) китайцы в 2004 году открыли свою первую полярную исследовательскую станцию «Хуанхэ».
Малые арктические страны заинтересованы в диалоге с Китаем касательно разработки природных ресурсов и определения маршрутов коммерческого судоходства. У китайцев самое большое посольство в Исландии, ведь та из-за таяния арктических льдов со временем может стать одним из мировых центров мореплавания.
-- Тем не менее вы категорически не верите в арктические «конфликтные сценарии». Почему?
-- Пекин хорошо понимает, что его активная арктическая политика заставит занервничать многие страны в связи с приближением Китая к положению новой мировой державы. Китай хочет получить доступ к Арктике, но он не ставит под сомнение территориальные права арктических государств, считая защиту суверенитета, территориальной целостности основным принципом своей внешней политики.
-- В вашем исследовании сказано, что китайские ученые побуждают правительство к выработке арктической стратегии.
-- В Китае пока нет научных учреждений, специализирующихся на выработке политики в Арктике. Но правительство финансирует исследовательские работы об этом, проводимые в трех крупных научно-исследовательских институтах, специализирующихся на океанологии и судоходстве, и еще в шести научных и образовательных центрах.
-- Когда начнется летнее оттаивание Арктики?
-- Ученые говорят, что это произойдет в 2013--2060 годах.
Приближение «Снежного дракона»
Международное сотрудничество и соперничество в Арктике предопределено прогнозами о том, что в ее шельфе находятся до 13% мировых запасов нефти и до трети природного газа. В основном этим объясняются споры по поводу границ: Россия и Норвегия, к примеру, претендуют на Баренцево море, а Канада спорит с Данией и США по поводу других участков. Споры эти никогда не перетекали в конфликты, но, как уже заявлял российский Совет безопасности, американцы, норвежцы, датчане и канадцы «проводят скоординированную политику недопущения России к богатствам арктического шельфа».
В 2008 году президент Дмитрий Медведев утвердил государственную стратегию на период до 2020 года, нацеленную на превращение Арктики «в ресурсную базу России XXI века». В 2007 году возобновились патрульные полеты над Арктикой российских бомбардировщиков дальнего действия. Москва восстановила гарнизоны в местах, где они во время перемен были сокращены, и создала Арктическую пограничную группировку. Канада тоже нарастила свой арктический военный потенциал. Примечательно, что китайские ученые еще тогда выразили озабоченность действиями России «и других стран».
Китай ведет исследования Северного полюса с 1994 года с использованием закупленного на Украине самого большого в мире ледокола с дизельным двигателем, получившего новое название «Сюэ Лун» («Снежный дракон»). В 2013 году арктический флот КНР пополнится ледоколом собственной постройки. Летом этого года китайцы предпримут четвертую по счету экспедицию в Арктику.
На Арктическом форуме, организованном в июне 2009 года Норвегией на Шпицбергене, помощник главы МИД КНР Ху Чжэнъюэ сказал, что у Китая «нет арктической стратегии». Однако он уточнил, что это «межрегиональная проблема, имея в виду изменение климата и потребности международного судоходства». По мнению Линды Якобсон, у Пекина уже есть арктическая программа, предполагающая корректировку с учетом его интересов конвенции ООН 1994 года по морскому праву. Китай надеется получить статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете -- созданной в 1996 году межправительственной организации с участием России, Дании, Исландии, Канады, Норвегии, США, Финляндии и Швеции.
Беседовал Александр САМОХОТКИН