Время новостей
     N°34, 02 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.03.2010
Суд идет -- щепки летят
Защитникам Химкинского леса отказали в удовлетворении иска
Подмосковным экологам не удалось добиться в Верховном суде отмены решения о строительстве трассы Москва--Санкт-Петербург через Химкинский лес. Вчера высшая инстанция признала законным соответствующее распоряжение правительства, принятое 5 ноября прошлого года. Согласно этому документу, около 150 га Химкинского лесопарка должны быть переведены из состава лесного фонда в категорию земель транспорта. «Суд решил не удовлетворять наш иск. Теперь в ближайшие десять дней мы намерены подать кассационную жалобу», -- заявила журналистам по окончании заседания ВС лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. Если и кассационная инстанция отклонит жалобу, экологи пригрозили «обжаловать это решение вплоть до Страсбургского суда».

«К сожалению, приходится надеяться только на Запад, ибо в России нет ни одного органа, который защищал бы наши права, -- пояснила г-жа Чирикова. -- Надеемся, что инвесторы одумаются и не дадут денег на это безобразие -- строительство автотрассы». Правительство, которое выступало в роли ответчика, должно было предоставить доказательства того, что при составлении проекта строительства дороги не был нарушен закон, подчеркнула Евгения Чирикова. Но, утверждает истица, исполнительная власть таких доказательств не представила.

Однако, по всей видимости, законные основания для строительства трассы на бывших землях лесопарка все же имеются. Как пояснили «Времени новостей» в подмосковном общественном объединении «Экооборона», в 2007 году был законодательно изменен порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд -- по новому закону стало возможным строительство дорог «и других линейных объектов» в обход процедуры, прописанной в Лесном кодексе. А в прошлом году в федеральное законодательство были внесены изменения, позволяющие переводить земли лесопарков в земли других категорий, в том числе в транспортные. Другое дело, что, по словам экологов, «существуют официально признанные альтернативные варианты размещения трассы Москва--Санкт-Петербург, не затрагивающие лесопарковую зону». Одним из путей решения транспортной проблемы, по мнению экспертов «Экообороны», может быть реконструкция действующих железнодорожных и автотрасс -- Ленинградского шоссе и Октябрьской железной дороги.

Собственно, решение о строительстве платной автотрассы, призванной облегчить выезд из Москвы в сторону северной столицы, было принято еще в апреле 2004 года -- тогда федеральное правительство издало соответствующее распоряжение. Два года спустя губернатор Подмосковья Борис Громов подписал постановление «О мерах по строительству скоростной автомобильной магистрали Москва--Санкт-Петербург и развитию связанных с ней территорий Московской области». Экологи в свою очередь ссылаются на результаты проверки, которую ГУ «Московское городское управление лесами» провело тогда же, в 2006-м. В письме, которое лесное ведомство направило в ФГУ «Дороги России», подчеркивалось, что «трассировка автомагистрали выполнена с максимальным использованием земель лесного фонда, запроектированная автотрасса полностью рассекает массив Химкинского лесопарка» и это «повлечет за собой расстройство и деградацию лесонасаждений по обе стороны автомагистрали». Активисты движения «В защиту Химкинского леса» утверждают, что ширина полосы, которую планируется отвести под строительство трассы, составит около 400--600 м -- таким образом, будет уничтожено несколько квадратных километров леса, который, будучи «разрезанным», станет непригодным для обитания крупных животных и будет обречен на медленное умирание.

В свою очередь председатель правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергей Костин заявлял о том, что, согласно проекту, предполагается строительство трассы шириной 100 м, причем на 23 км шоссе планируется установить шумозащитные экраны и высадить лесозащитные полосы. Проект прошел экспертизу «Ростехнадзора» и был признан оптимальным как с экономической, так и с экологической точки зрения, подчеркнул г-н Костин.

Вполне возможно, что юридическую коллизию вокруг Химкинского леса еще рано считать исчерпанной. Последнее слово остается за кассационной инстанцией -- президиумом Верховного суда. Если же дело выйдет на международный уровень и станет предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека, это лишний раз подольет масла в огонь конфликта, который уже давно принял политический характер. Напомним, что ровно год назад лидер движения в защиту лесопарка Евгения Чирикова баллотировалась в мэры Химок и благодаря шумной кампании имела неплохие шансы на выборах. Однако экологу было отказано в регистрации за неделю до старта избирательной гонки -- официальной причиной явилась «анонимность» источников финансирования избирательного залога г-жи Чириковой (см. «Время новостей» от 26 января 2009 года). В поддержку «единственного несистемного кандидата» выступал нынешний префект Северного административного округа столицы Олег Митволь, о своей солидарности с защитниками Химкинского леса заявлял лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Не исключено, что и теперь «зеленая оппозиция» будет апеллировать к оппозиции политической.

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Защита Химкинского леса