|
|
N°34, 02 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эхо газовой войны
Словацкая SPP требует у «Газпрома» компенсации в международном арбитраже в Париже
Государственный визит Дмитрия Медведева во Францию ознаменовался международным газовым скандалом. В тот момент, когда руководители «Газпрома» и GDF Suez Алексей Миллер и Жерар Местралле в присутствии лидеров двух стран Дмитрия Медведева и Николя Саркози подписывали меморандум о сотрудничестве, закупках дополнительных 2,5 млрд кубометров газа с 2015 года и присоединении французского концерна к проекту «Северный поток» (сделка должна быть завершена до конца марта), Интерфакс со ссылкой на анонимный источник сообщил, что словацкий газовый монополист SPP подал в Арбитражный суд Международной торговой палаты Парижа иск к «Газпром экспорту» с требованием возмещения убытков от российско-украинской газовой войны 2009 года.
Дело в том, что GDF Suez совместно с германским E.ON Ruhrgas владеют словацкой компанией и по соглашению о приватизации управляют ею. Более того, главой управляющего директората сейчас согласно ротации является ставленник французской компании Жан-Жак Сяжински, прошлым летом он сменил немца Бернда Вагнера.
Точных данных о размере претензий нет, но сам иск был подан еще в декабре. И в «Газпром экспорте», и в SPP заявляют, что ведут переговоры, которые рано комментировать. Г-н Миллер вчера отказался отвечать на вопрос корреспондента «Времени новостей» о словацком иске.
За 14 дней в начале прошлого года, в течение которых был остановлен транзит российского газа через Украину, SPP недополучила около 400 млн кубометров газа. Снабжение потребителей в аварийном режиме осуществлялось за счет собственных запасов в хранилищах и экстренных поставок от иностранных акционеров. GDF Suez и E.ON Ruhrgas обеспечивали от 7 до 11 млн кубометров в сутки. В последние дни кризиса подключилась принадлежащая немцам чешская RWE Transgas. Общий объем закупок на стороне, таким образом, не превысил 100 млн кубометров газа.
Очередное заседание группы переговорщиков «Газпрома» и SPP состоится на следующей неделе. Международный арбитражный процесс -- дело длительное и дорогостоящее для обеих сторон, и вероятность досудебного урегулирования все еще велика.
Возможно, тот факт, что ситуация всплыла именно вчера, в день визита г-на Медведева в Париж, простое совпадение. Но в ситуации и так много странностей. Словакия наряду с Болгарией и Молдавией оказались самыми незащищенными потребителями российского газа. Альтернативных вариантов экстренного снабжения у них почти не было. София первой подсчитала свой ущерб в размере 86 млн евро, но в итоге он так и не был предъявлен. Газ в страну идет не напрямую, а через посредников -- болгарскую «Овергаз Инк» и немецкую WIEE. Кроме того, «Газпром» объявил форс-мажор в связи с неправомерными действиями транзитера.
Словакия, напротив, в официальных заявлениях была достаточно сдержанна по отношению к Москве. Премьер-министр Роберт Фицо был одним из немногих европейских политиков, официально поддержавших Россию и обвинивших в сбое поставок Украину. В обмен он предлагал российским партнерам изменить схему поставок газа в Словакию. В частности, создать совместное предприятие, которое получило бы возможность продавать газ на словацком рынке самостоятельно (в обход SPP) либо получило бы функции посредника между «Газпром экспортом» и SPP.
В ноябре Владимир Путин после встречи с Робертом Фицо заявил, что «нет никаких преград» для создания СП, а Алексей Миллер пообещал «незамедлительно начать консультации» по этому вопросу. В этом контексте декабрьский иск от SPP можно рассматривать как попытку защитить свои монопольные позиции на газовом рынке.
Как известно, в конце 2008 года «Газпром экспорт» и словацкая компания подписали 20-летний контракт на поставку 6,5 млрд кубометров газа в год. В прошлом году SPP, судя по всему, не смогла выполнить обязательства по минимальному отбору газа по контракту: импорт российского газа составил 5,4 млрд кубометров (83% от договорных объемов).
При этом г-н Фицо, уже став премьером, проявил себя как противник приватизации SPP, говорил об ущербе, нанесенном государству при продаже акций, грозил национализацией и ограничивал внутренние цены на газ. В середине февраля он обвинил (и показал в телеэфире документы) экс-премьера и лидера оппозиционной партии христианских демократов Михалуса Дзуринду в том, что он вывел на счета в других странах несколько сотен миллионов евро, полученных от покупателей приватизированных активов, в том числе SPP. Сейчас в Словакии в разгаре очередная кампания по выборам в парламент (голосование состоится в июне), и газовый фактор, судя по всему, будут использовать оба лагеря. И симпатии акционеров SPP в данном случае всецело на стороне бывшего главы правительства.
С другой стороны, весь прошлый год «Газпром» вел переговоры с крупнейшими потребителями газа, которые из-за кризисного падения спроса и более низких цен на спотовом рынке не смогли выполнить контрактные обязательства по отбору газа. По итогам переговоров с E.ON Rurgas (GDF Suez в числе нарушителей не оказалось) было подписано соглашение об урегулировании ситуации, выплате штрафов и изменении параметров контрактов. В частности, «Газпром» согласился уменьшить уровень «бери или плати» и продавать газ сверх минимума по спотовым ценам. Как стороны обошли вопрос претензий SPP в пакетной сделке, не понятно. К российским переговорщикам в этой связи возникает масса вопросов.
И уж совсем нелепо иск от словаков выглядит в момент подъема российско-французской газовой дружбы, когда GDF Suez уже одной ногой стоит в «Северном потоке» и оказался первым европейским партнером, который в период падения спроса на российский газ в Европе объявил о намерении увеличить контрактные объемы на 11% с 2015 года. Понятно, что вчера был подписан юридически не обязывающий документ. И для его превращения в коммерческий контракт сторонам предстоит еще изрядно поторговаться, но с начала кризиса другие партнеры «Газпрома» не решались открыто заявлять об интересе к дополнительным объемам.
Следует также отметить, что с завершением сделки по «Северному потоку» GDF Suez придется изрядно поторопиться. В меморандуме сказано, что покупка 9% акций (по 4,5% от E.ON Ruhrgas и Wintershall) должна состояться до начала строительства газопровода. Старт официально назначен на апрель. Глава E.ON Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг на прошлой неделе говорил о том, что условия сделки близки к согласованию.
GDF Suez имеет несколько контрактов на закупку 10,5 млрд кубометров российского газа сейчас и 2,5 млрд кубометров по новому маршруту через Балтику, начиная с 2011 года. «Газпром» имеет возможность продавать до 1,5 млрд кубометров газа клиентам на французском рынке (GDF Suez гарантировал предоставление мощности таких сделок). В прошлом году общий объем поставок российского газа во Францию составил 10,3 млрд кубометров.
Алексей ГРИВАЧ, Вера СИТНИНА