|
|
N°34, 02 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вдоль по Кудринской
Калининградская дума просит Минфин компенсировать местным жителям транзитный проезд через Литву
Законодательное собрание Калининградской области обратилось к вице-премьеру, министру финансов РФ Алексею Кудрину с просьбой выделить деньги на компенсацию калининградцам их транзитного проезда по территории Литвы. Обращение депутатов поддержал и сенатор Николай Тулаев, заявивший, что «поднажмет» на Минфин со своей стороны.
Калининградская область, как известно, не граничит с основной частью России, она непосредственно соседствует с Польшей и Литвой. После вступления этих стран в Европейский союз, а потом и в Шенген, правила проезда калининградцев, желающих попасть на «материк», изменились. Для этого им требуется действующий загранпаспорт, виза, упрощенный транзитный документ (для проезда на автомобиле) или упрощенный проездной документ по железной дороге (на поезде). УПД-ЖД выдается бесплатно пассажирам поезда (правда, литовские власти имеют право отказать россиянину в транзите по своей территории, если сочтут его неблагонадежным), УТД стоит 5 евро, виза -- 35 или 70 евро (в зависимости от срочности оформления). Разговоры об упрощении визового режима для калининградцев длятся уже несколько лет, однако пока ни к какому результату они не привели.
Ожидалось, что в марте 2010 года в Калининград прибудут главы МИД России, Литвы и Польши, которые примут там обращение к руководству Евросоюза с просьбой упростить визовый режим для местных жителей, а также подпишут соглашение о малом приграничном движении. Как неоднократно писала газета «Время новостей», суть малого приграничного движения состоит в том, что жители приграничных территорий (30--50 км от границы) получат право перемещаться без виз на аналогичную «глубину» к соседям. Однако в конце 2009 года против подписания такого документа выступил калининградский губернатор Георгий Боос.
Губернатор заявил, что на деле никакого облегчения визового режима не случится. «Приграничникам» придется покупать пропуск за 20 евро (а это вполне сопоставимо со стоимостью визы), ездить по нему можно будет лишь по лесам и деревням, а в крупные города вроде Клайпеды их все равно не пустят. Да и нет гарантии, что санкции шенгенского законодательства не применят к обладателю такого пропуска, если он нечаянно «заступит» за разрешенные 30--50 км. В общем, г-н Боос сказал, что он известил МИД РФ о своем несогласии с предлагаемым решением.
В этой ситуации единственным действующим механизмом остается система калининградского транзита по литовской территории. Для самой Литвы это, заметим, ненакладно, ведь от ЕС она получает солидную финансовую поддержку (около 110 млн евро на 2007--2013 годы) как раз на применение схемы УТД/УПД-ЖД. Калининградцы же вынуждены всякий раз тратиться. Это подвигло областную Думу обратиться в федеральный Минфин со специальным письмом, которое было одобрено практически единогласно на заседании 26 февраля. «Калининградская область является неотъемлемой частью РФ, и жители области должны пользоваться всеми правами, гарантированными Конституцией РФ, в том числе и правом свободного передвижения по территории России. Однако, чтобы проехать автомобильным транспортом из Калининградской области на основную территорию России, необходимо транзитом пересечь территорию Литовской Республики, для чего требуется оформление транзитной визы или упрощенного транзитного документа», -- говорится в парламентском обращении.
Депутаты в своем обращении в федеральный Минфин поясняют, что оформление УТД стоит 5 евро, предусматривает пребывание на территории Литвы не более 24 часов и требует предоставления подтверждающих документов о необходимости поездки в Россию. Транзитная виза стоит 35 евро и дает право на пребывание в Литве до 72 часов. «Кроме того, для пересечения территории Литвы на автомобильном транспорте калининградцам необходимо приобрести страховой документ по системе «Зеленая карта», минимальная стоимость которого 1,6 тыс. руб., и медицинскую страховку. Сложившийся порядок с поездками на основную территорию России вызывает возмущение у жителей области. Депутаты областной Думы, обеспокоенные ситуацией, просят рассмотреть возможность компенсации жителям Калининградской области либо страховым компаниям расходов, связанных с поездками калининградцев в Россию через территорию Литвы», -- сказано в обращении.
Идею депутатов поддержал член Совета Федерации от Калининградской областной думы Николай Тулаев, который заявил, что «люди не должны страдать от геополитических сложностей». Он напомнил, что ранее калининградцы уже получали такого рода льготы на федеральном уровне, поэтому прецедент создан: «Как известно, жители Калининградской области не платят пошлину при оформлении загранпаспортов. А Калининградская железная дорога получает деньги из федерального бюджета, предназначенные для того, чтобы цены на пассажирские перевозки держались на нормальном уровне, а не скакнули до небес из-за пересечения границ». Идею с компенсацией он назвал абсолютно правильной, добавив, что лично обратится к главе Минфина Алексею Кудрину.
Вадим СМИРНОВ, Калининград