|
|
N°34, 02 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аномальные Игры
Это была аномальная Олимпиада. То, что она может стать такой, я, например, понял еще месяц назад, в день прилета в Ванкувер, когда под крылом приземляющегося «Боинга» увидел зеленые поля и цветущие деревья. За 17 олимпийских дней Ванкувер с лихвой оправдал свое второе название Рейнкувер (от английского слова rain -- дождь), данное ему местными жителями, а Игры-2010, с которыми он попрощался в минувшее воскресенье, можно смело называть Spring Olympic Games -- весенними Олимпийскими играми.
Аномальной эта Олимпиада оказалась для нас и с точки зрения результата, показанного российской сборной. 11-е место в общекомандном зачете -- три золотые, пять серебряных и семь бронзовых медалей. Такого в нашей спортивной истории еще не было. Ни в советской, ни в российской. До сих пор худшим результатом считалось пять золотых медалей (Гренобль-1968 и Солт-Лейк-Сити-2002) и пятое общекомандное место (Солт-Лейк-Сити-2002). Мы проиграли даже своим скромным достижениям четырехлетней давности по всем показателям, не добрав пять золотых, одну серебряную и одну бронзовую медаль.
Конечно, такой исход Олимпиады-2010 для россиян можно было предугадать. Среди публиковавшихся в российской прессе накануне Игр прогнозов есть и такие, которые почти стопроцентно попали в цель. Больше того, мы еще восемь лет назад отошли от традиции непременно быть в тройке призеров в общем зачете (на двух предыдущих Играх финишировали вне ее). Но все равно нынешние результаты бьют как обухом по голове. Давно уже канул в небытие олимпийский лозунг «Главное -- не победа, а участие» (да, собственно, он всегда был там, где находится сейчас). Сегодня главное -- победа. Ради нее, если верить словам президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева, был потрачен 1 млрд руб. на подготовку. То бишь пять с лишним миллионов на каждого из 179 спортсменов, оказавшихся в составе команды. Поскольку одна золотая медаль пришлась на 60 российских олимпийцев, нетрудно посчитать, что одна награда высшего достоинства, полученная в дождливом Ванкувере, обошлась, условно говоря, нам более чем в 300 млн рублей.
Из 179 наших спортсменов, завоевавших олимпийские путевки, на олимпийский подиум поднялись 22 человека. Остальные проехали мимо пьедестала. Хорошая, согласитесь, экономия на премиальных. Напомним, что за победу в Ванкувере было обещано 100 тыс. долл., плюс автомобиль премиум-класса, плюс премии от спонсоров. Подсчитано, что двукратный олимпийский чемпион мог получить 1 млн долл. Таковых не нашлось. В Ванкувере дважды на пьедестал почета поднимались трое -- биатлонисты Евгений Устюгов («золото», «бронза»), Ольга Зайцева («золото», «серебро») и конькобежец Иван Скобрев («серебро», «бронза»). Кстати, тот факт, что самым достойным на роль знаменосца на церемонии закрытия Игр был назван Скобрев, спортсмен, не ставший олимпийским чемпионом, тоже, согласитесь, определенный показатель.
Причин, из которых сложилось столь сокрушительное поражение, естественно, много. Ну, например, такая арифметика. В горнолыжном спорте, входящем в программу зимних Олимпиад с 1936 года, ныне разыгрывается десять комплектов медалей. Россияне не имеют к этому никакого отношения. Лыжное двоеборье и прыжки на лыжах с трамплина -- шесть комплектов. Та же картина. Шорт-трек -- восемь комплектов. Россияне рядом с претендентами даже близко не стоят.
Конькобежный спорт, фристайл, керлинг, сноуборд, скелетон, бобслей. Тут в отдельных дисциплинах мы можем рассчитывать на медали, но только если речь идет не о «золоте». Словом, объективно оценивая ситуацию, в том числе и ту, которую получили в Ванкувере, надо признать, что в 42 финальных соревнованиях из 86, входящих в программу, наши сегодняшние шансы на медали равны нулю. Это почти половина дисциплин. В остальных, как говорится, фифти-фифти: таких «гарантированных» претендентов на медали, как, например, прыгун на лыжах с трамплина Симон Амманн в Швейцарии или конькобежец Шани Дэвис в США, у нас нет. За счет чего в таком случае хотим выигрывать? С таким положением дел могли рассчитывать только на традиционный русский авось. Но не пронесло. И есть все основания опасаться, что не пронесет и в Сочи. Слишком мало времени осталось для того, чтобы кардинально что-то изменить.
Не выдержали и четыре «кита», на которых в первую очередь держалась вера российских болельщиков в то, что олимпийская сборная России в Ванкувере выступит удачно. Я имею в виду хоккей, биатлон, фигурное катание и лыжные гонки.
Самое горькое разочарование, безусловно, хоккей. Дух захватывало от фамилий игроков, собранных главным тренером сборной Вячеславом Быковым под олимпийские знамена! Но собрать-то собрал, а вот создать из них команду не сумел. Тем не менее после унизительного разгрома от канадцев заявил, что «претензий к ребятам нет -- они сыграли по максимуму». Так какой же тогда минимум у этих игроков, если на пределе они наиграли на счет 3:7? А ведь перед этой игрой канадцы испытывали куда больший психологический стресс, чем наши ребята. Во-первых, они играли дома. Во-вторых, имели уже поражение от американцев. В-третьих, четвертого поражения подряд от России (после Олимпийских игр в Турине и двух чемпионатов мира) болельщики бы им не простили. В общем, проигрывать им было нельзя. Впрочем, как и нам, но их максимум оказался выше.
Кстати, заметили, какой медальный бум случился в команде хозяев после этой победы хоккеистов? Всего два дня после нее им понадобилось, чтобы взлететь на самый верх таблицы общекомандного зачета. Победа в хоккейном финале над американцами стала логическим завершением этого впечатляющего рывка, который, я бы сказал, начался 22 года назад после первой зимней Олимпиады, прошедшей на территории Канады. Тогда в Калгари хозяевам не удалось выиграть ни одной золотой медали.
А мы в Ванкувере впервые в истории хоккейных олимпийских турниров остались без медалей. Впервые с 1964 года остались без «золота» в фигурном катании. Но тут волнует не поражение Плющенко, о котором написано уже больше, чем о его победе в Турине. Тревожит то, что достойной смены не видно -- ни в мужском катании, ни в парном, ни в танцах. А в женском одиночном катании и сменять-то некого.
После Игр-2006 в этом виде спорта произошла уникальная для нас ситуация со знаком минус. Никогда раньше не было такого, чтобы после Олимпиады о завершении карьеры объявили все наши ведущие фигуристы. А после Турина это произошло. Ушло целое поколение. Плющенко через три года вернулся. Но, как показалось, лишь для того, чтобы еще раз убедить всех в том, что наше фигурное катание переживает тяжелейшие времена. Непонятно, куда оно идет, если после трехлетнего перерыва растренированный 27-летний фигурист, пусть и такого класса, как Евгений, в одночасье без всякой конкуренции, я бы сказал, играючи вновь становится лидером в стране. Чем же все это время занимались остальные?
Полный провал в лыжных классических гонках, где мы тоже впервые в истории олимпийских соревнований остались без наград. Лишь однажды мы были близки к ним в восьми гонках, включенных в программу Игр. Печально это, как и то, что, например, в гонке на 30 км лучшей из наших стала 38-летняя Ольга Завьялова, занявшая место в третьем десятке. Честь и хвала таким спортсменкам, как Ольга, но кто побежит в Сочи?
Борис ВАЛИЕВ, Ванкувер