|
|
N°33, 01 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лучше долги, чем акции
ВЭБ меняет размер участия в венгерской авиакомпании Malev
В Будапеште подписано соглашение о возвращении авиакомпании Malev в собственность Венгрии. Российский Внешэкономбанк (ВЭБ), как и обещал его председатель Владимир Дмитриев, выходит из состава акционеров убыточного авиапредприятия. При этом банк исполнит гарантию по внесению в капитал Malev 32 млн евро и даст авиакомпании отсрочку по возврату долгов на сумму более 100 млн евро.
Как сообщила пресс-служба министерства финансов Венгрии, вечером в пятницу глава ведомства Петер Оско от имени государства подписал многостороннее соглашение об изменении структуры собственности Malev с представителями самой авиакомпании, его бывшего контрольного акционера AirBridge Zrt., ВЭБ и компании по управлению государственным имуществом Венгрии MNV Zrt.
«Согласно условиям соглашения, -- сообщила пресс-служба министерства, -- венгерское государство приобретает контрольную, 95-процентную долю Malev. AirBridge сохраняет за собой оставшиеся 5%. Внешэкономбанк остается одним из крупнейших кредиторов Malev. Таким образом, его роль принципиально меняется, из владельца он превращается в кредитора».
«Внешэкономбанк осуществит платеж по гарантии на сумму 32 млн евро и реструктурирует кредиты, предоставленные банком авиакомпании на срок до пяти лет. План реструктуризации предусматривает полное исполнение обязательств авиакомпании перед Внешэкономбанком в соответствии с условиями кредитных соглашений между банком и авиакомпанией», -- заявили в пресс-службе ВЭБа.
Свое сотрудничество с Malev ВЭБ начинал как раз в качестве кредитора. В 2007 году банк профинансировал сделку по приватизации венгерской авиакомпании структурами российского бизнесмена Бориса Абрамовича. Тогда венгерское государство продало 99,5% акций национального авиаперевозчика компании Airbridge Zrt. Ради соблюдения норм Евросоюза, ограничивающих иностранные капиталовложения в воздушный транспорт, только 49% акций AirBridge официально принадлежали г-ну Абрамовичу. Остальные (51%) числились за венгерской предпринимательницей Магдольной Келте, которая, по утверждению некоторых участников рынка, тоже представляла интересы российского предпринимателя. По приватизационному договору Airbridge Zrt. обязалась заплатить за акции Malev 200 млн венгерских форинтов (740 тыс евро по текущему курсу), погасить или рефинансировать займы Malev на 13 млрд форинтов (48 млн евро), а также увеличить капитал авиакомпании как минимум на 50 млн евро. Первые два условия г-н Абрамович успел выполнить к лету 2008 года, когда обанкротились его российские предприятия -- авиакомпания «Красэйр» и авиационный альянс «Эйрюнион». А третье условие он успел выполнить лишь частично: 20 млн евро в уставный фонд компании внес наличными, а на остальное предоставил гарантию ВЭБ.
49% Airbridge, служившие залогом по кредиту ВЭБа, перешли в собственность банка. Причем переговоры с венгерской стороной по этому поводу шли на правительственном уровне, под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова. Для оперативного управления Malev был привлечен «Аэрофлот», который уже к середине 2009 года оценил проект как экономически бесперспективный. В конце 2009 года председатель ВЭБа Владимир Дмитриев формулировал свою бизнес-стратегию в отношении Malev так: «Когда долг компании перед ВЭБом составляет более 100 млн евро, естественно, мы хотим, чтобы ВЭБ каким-то образом из этого проекта вышел, но безубыточно для себя».
Между тем авиакомпания должна не только российскому Внешэкономбанку. По сообщениям венгерских СМИ, к февралю 2010 года Malev задолжала 6,5 млрд форинтов (24 млн евро) MNV Zrt. и подчиненным ей структурам. В связи с этим MNV распорядилась предъявить к оплате гарантию на сумму 32 млн евро, выданную ВЭБом компании Airbridge. А общие обязательства Malev перед венгерским государством по состоянию на нынешний момент оцениваются в 25,2 млрд форинтов (93,2 млн евро). Эти средства в разное время и в разной форме были выделены для поддержки авиакомпании.
Соглашение, подписанное на прошлой неделе, предусматривает, что эти обязательства будут конвертированы в акции Malev с соответствующим увеличением ее уставного капитала. Таким образом Венгрия и приобретает обратно 95% своего национального авиаперевозчика. ВЭБ соглашается с размыванием своего пакета в обмен на то, что Malev за пять лет вернет банку свои долги. Минфин Венгрии заявил, что «переход контрольного пакета к венгерскому государству открыл путь к достижению финансовой стабильности в деятельности авиакомпании». Стоит, правда, отметить, что Malev уже однажды пережила похожую ситуацию. В декабре 1992 года Венгрия передала 35% акций компании итальянскому консорциуму: 30% досталось авиакомпании Alitalia, а еще 5% -- инвесткомпании Simest. Теперь те события называют «первой приватизацией Malev» (а приватизация Бориса Абрамовича -- «вторая»). В декабре 1997 года эти бумаги выкупил консорциум из двух венгерских банков, а в августе 1999 года акции вернулись в собственность государства. Однако ни одной из управленческих команд пока не удалось добиться рентабельности для венгерского авиаперевозчика.
Михаил КУКУШКИН