|
|
N°121, 10 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кнут Воллебек: Милошевич практически не изменился
На проходящем в Гааге суде над бывшим президентом Югославии Слободаном Милошевичем выступил самый высокопоставленный свидетель -- посол Норвегии в США Кнут Воллебек. В 1999 году он был министром иностранных дел и действующим председателем ОБСЕ. В этом качестве г-н Воллебек неоднократно встречался с югославским президентом. С Кнутом ВОЛЛЕБЕКОМ побеседовал корреспондент газеты «Время новостей» Петр РОСИЧ.
-- Каково ваше впечатление от Милошевича, лишенного титулов и привилегий?
-- Наша нынешняя встреча проходила весьма интенсивно, в насыщенной атмосфере. Его поведение практически не изменилось. Может быть, он стал менее агрессивным, но по-прежнему самоуверен. В принципе это было похоже на наши встречи в 1998--1999 годах. Сейчас я выступал в форме перекрестного допроса, Милошевич тоже имел возможность задавать мне вопросы. Это было довольно напряженно, потому что Милошевич говорил больше, чем ему было отведено по времени. Судья неоднократно прерывал его словами: «Где же ваш вопрос?» Несгибаемый Милошевич, забывший, что он уже не президент, постоянно порывался обвинять меня. «Это вы во всем виноваты, все произошло из-за ОБСЕ. Я не признаю за собой никаких ошибок». В общем, в своем репертуаре. Вместо диалога одни декларации.
-- В чем была главная мысль вашего выступления?
-- Я по-прежнему считаю, что Милошевич единолично принимал решения и не может снять с себя ответственность за содеянное. Со стороны ОБСЕ мы его неоднократно информировали о последствиях физического насилия над мирным населением в Косово. Он лишь отмахивался.
-- Но многие считают, что именно действия ОБСЕ стали преддверием военной акции НАТО...
-- Я как председатель ОБСЕ не мог поступить иначе. Мы использовали все доступные средства. Уже при первой встрече 28 апреля 1998 года, когда еще был в «тройке» ОБСЕ, я стремился возвратить Югославию в ряды этой организации. 11 января 1999 года я повторил ему свое предложение, призвал его соблюдать общепринятые стандарты, напомнив, что это касается прежде всего его как руководителя страны. Исход мог бы быть другой, если бы Милошевич прислушался. 24 марта 1999 года у меня состоялся с ним последний разговор, и он отмел все мои предложения. Могу еще добавить, что Белград сегодня представлен в ОБСЕ, а вчерашний президент находится за решеткой. Такова судьба непокорных, непробиваемых.
-- Какие аргументы приводит Милошевич в свою защиту?
-- Он, как и прежде, считает, что Запад заранее спланировал заговор против Югославии. Он постоянно твердит о преследовании Западом сербов, сравнивая их с еврейским народом.
-- Вы с этим не согласны?
-- Это просто нонсенс.
Беседовал Петр РОСИЧ