|
|
N°34, 02 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В одной упряжке
Очередной единый день голосования открыли олени
Региональная избирательная кампания вступает в завершающую фазу. В субъектах федерации уже началось досрочное голосование по выборам в региональные парламенты, намеченным на 14 марта. Пока волеизъявление граждан проходит в штатном режиме и никаких жалоб в избиркомы не поступает.
Напомним, что в рамках единого дня голосования 14 марта пройдут выборы в законодательные собрания восьми российских регионов: Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Алтай, а также Свердловской, Курганской, Воронежской, Калужской, Рязанской областей и Хабаровского края. Всего в этот день состоится более 6 тыс. выборов различного уровня в 76 регионах.
Досрочное голосование уже началось в труднодоступных и удаленных местностях Ямало-Ненецкого автономного округа. «Голосование проходит совершенно открыто, и никаких нареканий нет», -- сообщила член Центризбиркома Елена Дубровина. Она отметила, что даже в удаленных районах ЯНАО все политические партии имеют возможность наблюдать за ходом голосования. «Из комиссий нет никакой информации о жалобах», -- подчеркнула г-жа Дубровина. Ее коллега, член ЦИК Геннадий Райков, в свою очередь подтвердил, что «с точки зрения безопасности все организовано и проходит без нарушений». Для проведения досрочного голосования используются вездеходы, снегоходы, автомобили, вертолеты, поезда и даже оленьи упряжки. Досрочным голосованием, которое продлится до 13 марта включительно, будут охвачены 11 тыс. избирателей, проживающих в труднодоступных районах ЯНАО.
В нынешних региональных выборах может принять участие около 32 млн человек, то есть около трети российского электората. Всего системами избиркомов зарегистрировано без малого 110 млн избирателей, из которых 1,7 млн проживают за рубежом. «По сравнению с данными на 1 июля 2009 года абсолютный рост избирателей на территории России составил 136 тыс.», -- отметил секретарь ЦИК Николай Конкин. Иными словами, несмотря на демографический кризис, число российских избирателей со временем только увеличивается.
О том, в чью пользу заполнят бюллетени эти дополнительные избиратели, политические партии начали спорить уже сейчас. Секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин, ссылаясь на данные неких партийных соцопросов, уже заявил, что партия власти намерена победить с большим отрывом. Ранее в качестве ориентира единороссы открыто называли 66% -- результат партии на парламентских выборах 2007 года, которые стали своего рода эталоном. Коммунистов «медведи» грозятся оттеснить на третье место, а «Справедливой России» вообще пророчат непрохождение семипроцентного барьера в региональные заксобрания.
Между тем в прошлом цикле региональных выборов (2004--2005 годы) выступление единороссов в этих субъектах федерации было далеко от заявляемых сейчас ориентиров. В 2005 году до 60% «медведям» удалось добраться только в ЯНАО, в Калужской области и Хабаровском крае они достигли 40%, чуть меньше (38%) -- в Свердловской области. В остальных регионах единороссы не получили и 30%. Зато хорошие результаты (до 21% в Воронежской области) показал ныне не существующий блок «Родина», осколки которого позже вошли в «Справедливую Россию». Кроме того, почти во всех регионах популярным было протестное голосование -- от 10 до 15% получил кандидат «против всех», ныне пожизненно снятых с выборов всех уровней.
Расклад на выборах 14 марта будет кардинально отличаться от результатов 4--5-летней давности, хотя учесть все факторы, влияющие на волю избирателей, невозможно. С одной стороны, изменения в законодательстве, препятствующие созданию блоков и уменьшению числа игроков на политическом поле, одновременно способствовали концентрации административного ресурса. С другой -- углубляющийся экономический кризис на выборах 1 марта 2009 года уже вызвал колебание рейтингов партии власти, и этот тренд может получить дальнейшее развитие.
Впрочем, эксперты считают, что на этот раз обойдется без неожиданностей. «Единая Россия» сохранит результаты по сравнению с другими региональными кампаниями последнего времени, -- считает заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. -- Вряд ли что-то принципиально изменится. Хотя говорят о том, что будет уменьшено давление административного ресурса, но есть много других факторов, которые вряд ли позволят ситуации серьезно измениться».
В частности, напоминает эксперт, глобальному перераспределению голосов мешает «характер партийности -- блоки создавать нельзя, новые партии не появляются, а существующие вызывают у избирателя усталость и раздражение». Аналитик отмечает, что у «Единой России» есть «колеблющийся избиратель», который готов изменить партии власти с альтернативной политической силой, если таковая появится на политическом поле.
Однако, подчеркивает г-н Макаркин, «инвесторы особо не вкладываются в другие партии». В качестве наиболее привлекательного объекта для капиталовложений рассматривается «Единая Россия», значительно менее популярна «Справедливая Россия» -- тоже как партия власти, и КПРФ -- как имеющая высокие шансы на прохождение в местные парламенты всех уровней. «Периферическими группами местных элит, не попавших в «Единую» и «Справедливую Россию», используется бренд «Патриоты России», -- отмечает политолог.
Единственное, что скорее всего будет отличать 14 марта от выборов 11 октября, -- отсутствие массовых поствыборных скандалов с демаршами в Госдуме. «В этой сфере люди получили какие-то ориентиры», -- поясняет г-н Макаркин. Имеется в виду данная региональным элитам из центра установка не доводить давление на оппозицию до абсурда. Правда, это чревато снижением результатов «Единой России» по сравнению с эталоном 2 декабря 2007 года. Как отмечает политолог, единороссы попадают в ловушку собственных высоких результатов: «Если «Единая Россия» где-то получит 50% голосов -- цифра в Европе просто заоблачная -- у нас скажут о поражении».
Впрочем, и 50% с учетом традиционных побед в одномандатных округах обеспечили бы единороссам контроль над региональными парламентами. А результаты голосования в случае необходимости можно политкорректно сравнить с выборами 4--5-летней давности. Рост электоральной поддержки в любом случае будет налицо.
Наталья РОЖКОВА