Украина не намерена вступать
в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Об этом заявила Ирина Акимова -- первый заместитель главы администрации нового украинского президента Виктора Януковича. По словам высокопоставленной чиновницы, идея сделать Украину членом Таможенного союза принадлежит премьеру Юлии Тимошенко. Но это невозможно, так как противоречило бы участию Украины во Всемирной торговой организации (ВТО).
Столь программное для российско-украинских экономических да и политических отношений заявление прозвучало практически сразу после инаугурации Виктора Януковича. В пятницу вечером в эфире украинского телеканала «Интер» замглавы президентской администрации, рассказывая о целях предстоящего визита своего шефа в российскую столицу, сочла необходимым обратить внимание на слова инаугурационной речи. В этой речи, по мнению Ирины Акимовой, г-н Янукович «четко и ясно показал, что любые новые шаги в международном сотрудничестве с любыми странами могут строиться только при условии ненарушения уже заключенных договоров». По словам чиновницы, это напрямую относится и к Таможенному союзу. «Поскольку Таможенный союз прямо противоречит и будет очень сильно осложнять членство Украины в ВТО, на сегодняшний день, да и на завтрашний, послезавтрашний, этот вопрос стоять не может», -- заявила г-жа Акимова.
Раньше у Виктора Януковича была иная точка зрения. Буквально в феврале в рамках предвыборной кампании он говорил: «Мы обязательно вернемся к работе в Едином экономическом пространстве (Украина присоединилась к ЕЭП в 2003 году при президенте Леониде Кучме; ее участие в этой организации было полностью заморожено с 2005 года после прихода к власти Виктора Ющенко. --
Ред.). А учитывая, что они уже далеко продвинулись в этом направлении, даже создали Таможенный союз, нам придется все это наверстывать».
Да и президент России Дмитрий Медведев, наверное, не стал бы открыто говорить о необходимости готовиться к присоединению к Таможенному союзу Украины, если бы со стороны ее нового руководства не было продемонстрированного желания двигаться в этом направлении. Президент Медведев 19 февраля поручил главе Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрею Бельянинову проработать вопрос подключения Украины к формированию Таможенного союза. «Такая работа велась, -- фактически признал глава российского государства интеграционную роль пока еще действующего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. -- И если вы ее продолжите сейчас -- при наличии, естественно, политической воли украинского руководства, то это было бы неплохо».
Что же изменилось? Возможно, речь идет не только о том, что из кандидата своих избирателей Виктор Янукович стал президентом всех украинцев.
На страны Таможенного союза, по официальным данным госкомстата Украины, в 2009 году приходилось 28,1% украинского экспорта и 37,3% импорта (33,1% объема внешней торговли). Россия является крупнейшим внешнеторговым партнером Украины (25,5% внешнеторгового оборота). Однако на Европу за пределами СНГ уже сейчас приходится 31,1% объема внешней торговли Украины (25,9% экспорта и 35,7% импорта). И динамика последних лет показывает вполне определенную переориентацию экономики Украины на страны за пределами бывшего постсоветского пространства: в 1994 году на Европу приходилось 17,8% оборота, в 2005-м -- 30,5%. В значительной степени этому способствуют и многочисленные барьеры, которые Россия устанавливала в последние годы на пути украинских товаров (сахара, карамели, мяса и другого сельскохозяйственного сырья, труб большого диаметра и другой металлургической продукции, а в связи с членством Украины в ВТО могут возникнуть вопросы по алкоголю и сливочному маслу).
В чем действительно заинтересована Украина, так это в незаменимом для нее российском углеводородном сырье -- нефти и газе. Пересмотр (естественно, в выгодную для Украины сторону) газовых соглашений между двумя странами стал одним из главных пунктов предвыборной кампании Виктора Януковича. И надежды на это были вполне обоснованными как раз в связи с созданием на пространстве СНГ единого таможенного пространства. На это рассчитывали и другие партнеры России по ТС -- Казахстан и особенно Белоруссия. Можно было предположить, что когда речь идет о спасении экономики, едва ли не больше всех в мире пострадавшей от экономического кризиса (падение ВВП Украины по итогам 2009 года составило почти 16%; хуже результат только в Латвии и Литве), наверняка все украинские партнеры согласились бы с тем, что для этого любые средства хороши.
Однако как раз в пятницу на очередном заседании в Москве комиссии Таможенного союза после многочасовой яростной борьбы белорусской делегации за распространение на нефть правил ТС, то есть освобождение поставляемого из России в Белоруссию сырья от экспортных пошлин, Минску пришлось отступить. Москва настояла на том, чтобы нефтяные пошлины были вынесены за пределы Таможенного союза, предложив подумать об их дальнейшей судьбе только в рамках формирования Единого экономического пространства. Ранее представители российской стороны определенно намекали, что по такой же схеме должен быть решен и газовый вопрос во взаимоотношениях двух стран.
В Киеве поняли, что если уж уступок от Москвы в правилах торговли углеводородным сырьем не смог добиться даже Минск, то Украине ожидать снижения цен на газ просто безнадежно. А больше украинцам от Таможенного союза по большому счету ничего не надо. Тем более что и в других чувствительных для украинской стороны вопросах двусторонней с Россией торговли Таможенный союз может оказаться с исключениями.
«Заявление украинской стороны совершенно верное. Конечно, Украина связана своими обязательствами в рамках ВТО, и изменить при вступлении в ТС, скажем, уровень согласованных таможенных пошлин, крайне сложно. И правильно, что Киев это делать не собирается, -- уверен ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ--ВШЭ Алексей Портанский. -- Тем более не совсем понятно, какие выгоды она от этого получит. А заявления российских чиновников, что Таможенный союз -- шаг в направлении ВТО, -- это пропаганда, которая не соответствует действительности. На самом деле с июня 2009 года, когда началось ускоренное строительство Таможенного союза, переговоры в рамках ВТО фактически остановились».