|
|
N°33, 01 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виноватых нет
В Ванкувере дожди. Затянутое серыми тучами небо над головой и тоска в душе. Кто сказал, что это самый комфортный для проживания город в мире? Поскорее бы уехать отсюда. Последние дни 21-й, рука не поднимается написать зимней Олимпиады, мне лично очень напоминают третий период нашего злосчастного хоккейного матча с Канадой, который россияне просто доигрывали, зная, что ничего уже не исправить и надо смириться с сокрушительным поражением. Мы с оглушительным треском проиграли не только хоккейный матч, но и всю Олимпиаду. Когда пишу эти строки, впереди лишь один финал, в котором участвуют российские спортсмены, -- это лыжная гонка на 50 км. Только победа в ней поможет нам замкнуть десятку лучших в общекомандном зачете. В это, мягко говоря, верится с трудом. Официальный сайт Олимпиады-2010 почему-то упорно ставит сборную России на шестое место (по числу завоеванных наград), но это несправедливо, поскольку нет у нас права находиться в турнирной таблицы выше Швейцарии, Южной Кореи, Швеции и Китая, поскольку у этих команд больше наград высшей пробы (у швейцарцев и корейцев так вообще вдвое). У нас три «золота», и наше место в лучшем случае десятое, о чем, как ни печально об этом говорить, мы знали еще за четыре дня до окончания Олимпиады.
Ассоциации с последним периодом хоккейного матча не случайны, поскольку не заживают раны, полученные после 3:7 от канадцев, и, нисколько не сомневаюсь, не заживут еще очень долго. «Давайте поставим везде гильотины или виселицы. У нас 35 человек в хоккейной делегации -- давайте на Красной площади всех и порешим», -- разглагольствовал на послематчевой пресс-конференции главный тренер нашей сборной Вячеслав Быков. Нет, Вячеслав Аркадьевич, вам за вашу, с позволения сказать, игру в четвертьфинале надо торжественный прием в Кремле устроить и всем вручить государственные награды. Или на худой конец копии золотых олимпийских медалей. Вон уже сердобольный депутат из Якутии предложил сделать для Евгения Плющенко золотую олимпийскую медаль, которая будет больше и лучше (благо ее изготовят из чистого золота с вкраплением бриллиантов), чем та, которую получил обыгравший россиянина на Играх американец Эван Лайсачек. За нами не заржавеет. Вспомните, например, что четыре года назад такую же «альтернативную» золотую медаль получила бронзовая медалистка Турина Ирина Слуцкая.
Между тем у ироничного Быкова на следующий день после этой пресс-конференции нашлись последователи в лице президента Федерации лыжных гонок России Владимира Логинова. На вопрос моего коллеги, кто виноват в том, что наши лыжные команды проиграли в Уистлере все классические гонки и что делать, ответил: «Президент федерации, конечно. Необходимо его расстрелять».
У нас ведь как, проваливаем матч или гонку, а виноватых нет. Одни ответственные господа винят во всем систему, другие иронизируют. «Какой смысл, -- спрашивает главный тренер нашей хоккейной сборной, -- искать сейчас виноватого? Даже если бы проиграли 0:1, что это изменило бы? Чем это поражение лучше?» Очень удобную позицию Вячеслав Аркадьевич занял, я бы даже сказал, благородством неким попахивающую. «К ребятам, -- говорит, --у меня претензий нет, они по максимуму сыграли, очень старались, но их планы расстроила Канада». И заключение: «Если у вас есть камни за пазухой, кидайте их в меня».
По логике вещей после такого предложения должно было последовать раскаяние: это я, мол, ошибся, проиграл тренерскую дуэль своему коллеге из команды Канады, не настроил должным образом ребят, не учел, что канадцы сделают огромную ставку на первый период, не заменил вовремя вратаря и так далее. Ничего этого мы не услышали. Просто сказал «бросайте в меня камни», и все. Больше того, когда Быкову задали вопрос,что бы он изменил перед четвертьфиналом, если бы была возможность отмотать время назад, он быстро пресек эту завуалированную попытку заставить его признать и назвать свои ошибки: « Я на всякие «если» не отвечаю».
Проиграла наша симпатичная женская команда по керлингу, которая летела в Ванкувер за победой, и мы неожиданно узнали что в этом, может быть, виновата система. Так по крайней мере заявила президент Федерации керлинга России и «по совместительству» главный тренер женской сборной Ольга Андрианова. Та система, которая в России не уделяет керлингу достаточно внимания и которая довела до того, что «в стране нет такого количества занимающихся этим видом спорта детей, из которых можно было бы выбирать и создавать достойную конкуренцию». Правда, как это вяжется, например, с тем, что в игре с командой Японии ее подопечные, ведя со счетом 6:0, умудрились проиграть, Ольга Александровна не объяснила.
Проиграл Плющенко, виноватой, в наших глазах, оказалась система судейства, не оценившая по достоинству его четверные прыжки. Бывали, конечно, в истории спорта случаи, когда атлеты своими выдающимися достижениями меняли правила соревнований, перекраивали таблицы мировых рекордов и даже заставляли совершенствовать спортивный инвентарь. Вот, например, как только стало легкоатлетическое копье, посланное могучими руками, улетать за отметку 90 метров, в нем, в целях безопасности зрителей, тут же сместили центр тяжести, чтобы оно так далеко не летало.
Плющенко не удалось, условно говоря, изменить под свою программу существующую ныне систему судейства в фигурном катании. Это надо было предвидеть, подстроив олимпийское выступление под действующие требования и предпочтения. А вместо этого личный тренер спортсмена Алексей Мишин заявляет, что он не понимает, как может существовать такая система, которая не поощряет стремления готовить четверные прыжки. А обиженный Евгений устраивает истерику по этому случаю, называя катание обыгравшего его американца «полным бредом».
Не видит своей вины в проигранной российскими спортсменами Олимпиаде и министр спорта Виталий Мутко, объясняющий ныне этот провал кризисом 90-х годов. «Серьезные инвестиции пришли в наш спорт относительно недавно после долгого застоя. А подготовить хорошего спортсмена за час нельзя», -- глубокомысленно заключает министр. А я вспоминаю, как на пресс-конференции, устроенной в Москве в честь отъезда биатлонной команды в Ванкувер, Виталий Леонтьевич с гордостью говорил о том, что государство обеспечило олимпийскую команду России всем необходимым, что во время подготовки к Играм она ни в чем не имела отказа, даже несмотря на кризис.
В субботу на Олимпийском катке прошли, судя по всему, последние соревнования программы Олимпиады-2010, в которых Россия реально претендовала на медали. Речь о конькобежном спорте -- женской командной гонке. Тренеры в один голос утверждали, что жеребьевка для наших девушек сложилась почти идеально. В четвертьфинале в соперницы им достались полячки, не самые быстрые, мягко говоря, конькобежки. В случае победы над ними россиянки выходили бы на японок, тоже вполне проходимых соперниц. И вот, когда, казалось, что победа над командой Польши уже у нас в кармане, вдруг «остановилась» Галина Лихачева, у которой, как потом признавалась сама спортсменка, просто перестали слушаться ноги. «Призналась бы она чуть раньше в том, что у нее появились проблемы, мы бы смогли ее заменить на запасную Аллу Шабанову», -- едва ли не стонал потом от обиды старший тренер нашей сборной Владимир Филиппов. -- В итоге вместо почти ощутимых медалей мы получили только седьмое место».
Почему у опытнейшей спортсменки, выступающей в сборной с 1996 года, в самый ответственный момент вдруг отказываются слушаться ноги? По горячим следам пока не удалось найти ответ на этот вопрос. В кого на этот раз надо бросать камни?
Борис ВАЛИЕВ, Ванкувер