Время новостей
     N°33, 01 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.03.2010
Тушенка против нефти
Белорусы не хотят обижать россиян дешевыми продуктами
Белоруссия будет добиваться расширения присутствия своих товаров на российском рынке, продолжая делать ставку в первую очередь на экспорт продовольствия. Эта продукция продолжала пользоваться устойчивым спросом даже в кризисный 2009 год, когда поставки других товаров из Белоруссии за рубеж значительно снизились.

Белорусские власти обеспокоены ситуацией во внешней торговле. По итогам 2009 года внешнеторговый оборот Белоруссии снизился на 30,7%. Падение экспорта было более значительным, чем сокращение импорта, и в результате дефицит внешней торговли превысил 7,2 млрд долл. Повышение с этого года пошлины на российскую нефть может усилить внешнеторговый дисбаланс, ведь Минск, несмотря на значительное подорожание, не может отказаться от ее импорта. Одним из инструментов выравнивания ситуации во внешней торговле является увеличение экспорта.

Статистика свидетельствует, что в прошлом году популярностью за рубежом пользовались белорусские продовольственные товары. Мясные и молочные продукты стали одними из тех немногих товарных позиций, по которым удалось добиться заметного роста экспорта. Вывоз мяса за рубеж увеличился на 49,9% по сравнению с 2008 годом, молочных продуктов -- на 23,9%. И это в то время, когда по большинству важных для Белоруссии экспортных позиций произошло заметное снижение продаж. Наихудшим образом обстоят дела с продажей тягачей, экспорт которых в 2009 году сократился на 83%. А также с грузовиками, которых было продано за рубеж на 74,1% меньше, чем в 2008 году. Ситуация объясняется просто: во время кризиса предприятия воздерживаются от покупок дорогостоящей техники, а вот продукты питания пользуются спросом в любом случае.

Российский рынок остается основным для большинства белорусских производителей продуктов питания. К примеру, 90% продукции предприятия «Квинфуд» (торговая марка «Гродфуд»), специализирующегося на производстве мясных консервов, поставляется в Россию. Замдиректора предприятия по производству Людмила Пехтерева пояснила «Времени новостей», что ее фабрика зарегистрирована в свободной экономической зоне и потому ориентирована на экспорт. Но и для предприятий, работающих в основном на белорусский рынок, Россия является важным партнером. «Доля экспорта у нас не очень велика, мы ориентируемся на белорусских потребителей. Однако в общем объеме экспорта российский рынок занимает значительную долю -- порядка 60%», -- сообщила «ВН» начальник сектора внешнеэкономической деятельности предприятия «Минскхлебпром» Снежана Цикунова. По ее словам, завод уже насытил своей продукцией внутренний рынок, поэтому намерен расширить свое присутствие на рынках соседних стран.

Российские предприниматели в большинстве своем считают белорусскую продукцию качественной. «Мы работаем с белорусскими продуктами», -- рассказал владелец и гендиректор липецкой сети универсамов «Покупайка» Александр Павлов. Российский бизнесмен посетовал на дороговизну, отметив, что «многие белорусские продукты не проходят по ценам». Крупные белорусские пищевые предприятия, которые уверенно чувствуют себя на рынке, вряд ли пойдут на снижение цен. «Мясной продукт не может быть дешевым. Цена обусловлена тем, что в наших консервах высокое содержание мяса благодаря хорошему уровню технологического контроля. Поэтому в России пользуется спросом белорусская тушенка», -- подчеркнула Людмила Пехтерева.

Такое же мнение высказала и Снежана Цикунова: «Качественный продукт дешевым быть не может». Наша собеседница отметила, что снижение цены возможно лишь при выходе на новые рынки. Возможно, в расчете на такую тактику россияне высказывают заинтересованность в сотрудничестве с мелкими белорусскими пищевыми предприятиями, которые еще не закрепились на рынке России. Как сказал Александр Павлов: «Мы с крупными предприятиями работаем, но нам хотелось бы познакомиться и с мелкими».

Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск
//  читайте тему  //  Россия и Белоруссия