|
|
N°33, 01 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поезд до станции Бюджет
У РЖД не хватает денег на Олимпиаду в Сочи
В минувшую субботу в одном из самых шикарных сочинских санаториев «Черноморье», принадлежащем «Российским железным дорогам», премьер-министр Владимир Путин провел совещание с руководством ОАО «РЖД»: обсуждали, как реализуется инвестиционная программа компании, рассчитанная на 2010--2015 годы, и какими могут быть источники ее финансирования. В совещании принимали участие вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин и министр транспорта Игорь Левитин.
Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин в своем докладе сообщил, что для обеспечения готовности подвижного состава и инфраструктуры железных дорог к прогнозируемым к 2015 году объемам перевозок, по расчетам компании, потребуется минимум 400 млрд руб. государственной поддержки. При этом г-н Якунин отметил, что "единственными возможными источниками финансирования для увеличения объемов инвестиционного бюджета являются целевые взносы в уставный капитал компании».
Далее обсуждение проходило за закрытыми дверями. После совещания министр транспорта Игорь Левитин проинформировал журналистов о том, что в итоге было принято решение не пересматривать инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2010 год, так как бюджет страны уже утвержден, но дефицит средств, необходимых для реализации проектов, связанных с подготовкой Сочи к Олимпийским играм 2014 года, правительство рассмотрит отдельно.
Общий объем инвестбюджета ОАО «РЖД» на 2010--2011 годы, утвержденного правительством РФ, составит 555,5 млрд руб. В том числе 435,5 млрд руб. (78% от общего бюджета) -- инвестиции за счет средств, заработанных самой компанией.
В 2010--2011 годах будет завершено строительство пяти крупных мостов, закончится реконструкция более 20 тыс. км пути, обновят около 800 км контактной сети. В это же время ОАО «РЖД» направит 72 млрд руб. на покупку нового подвижного состава.
Но, как подчеркнул Владимир Якунин, объемы заказов на поставку подвижного состава могли быть и выше, если бы на государственном и региональном уровне был решен вопрос о переходе с 2011 года на полную оплату субъектами РФ регионального заказа на перевозки. «Мы же по итогам реформы железнодорожного транспорта должны уйти от перекрестного субсидирования пассажирского комплекса, -- напомнил глава ОАО «РЖД», -- поэтому просим поддержки у правительства РФ, чтобы закрыть этот вопрос окончательно».
Только в 2009 году убытки от пригородных перевозок составили 34 млрд руб. При этом, по словам г-на Якунина, субъекты РФ компенсировали железнодорожникам не более 5% этой суммы.
Тему регулирования тарифов затронул и Владимир Путин. По его словам, в 2010 году правительство продолжит сдерживать рост тарифов ОАО «РЖД». Он напомнил, что в 2009 году государственная поддержка компании составила порядка 130 млрд руб. «Это компенсация более низкой индексации тарифов за грузовые перевозки в объеме 40,5 млрд руб., оплата льготного проезда студентов и школьников при перевозке пассажиров в дальнем сообщении -- 38,4 млрд руб., создание олимпийской транспортной инфраструктуры в Сочи -- 41,5 млрд руб., строительство обхода зоны техногенной аварии в городе Березняки -- 6 млрд руб. и приобретение вагонов -- 3 млрд руб.», -- перечислял премьер. По его мнению, это позволило сдержать рост тарифов: на 2009 год закладывался рост стоимости грузовых перевозок железнодорожным транспортом почти на 16%, но фактически он составил 10,6%.
«Конечно, я знаю позицию представителей реального сектора, которые говорят, что и это много. Но мы не должны забывать и о транспортных компаниях, мы не можем сдерживать рост тарифов настолько, чтобы подрывать их экономику», -- заявил Владимир Путин. Как сообщил премьер, на 2010 год индексация грузовых тарифов запланирована ниже, чем в 2009 году, -- на 9,4%.
По словам Владимира Путина, поддержка ОАО «РЖД» из федерального бюджета в 2010 году увеличится до 140 млрд руб. При этом государство возьмет на себя свыше половины расходов на модернизацию и новые стройки железных дорог.
Развитие железнодорожного транспорта -- долгосрочная задача национального масштаба, подчеркнул Владимир Путин. Он пообещал, что государство и впредь будет направлять средства федерального бюджета на развитие отрасли. «Вместе с тем и роль бизнеса должна возрастать, -- заметил премьер-министр. -- Когда начиналась реформа Министерства путей сообщения, перед нами стояла задача сделать железнодорожный транспорт привлекательным для участников инвестиций, сформировать конкурентный рынок перевозок. Во многом эти цели достигнуты, но мы не должны останавливаться. Наоборот, должны расширять пространство для частной инициативы».
Далее Владимир Путин напомнил: правительство рассчитывает, что ОАО «РЖД» продаст инвесторам ряд своих активов. Прежде всего дочерние компании, которые занимаются перевозками и сервисом. То есть в руках «РЖД» останется главным образом сама инфраструктура, железнодорожные пути, локомотивы, системы управления движением. По ориентировочным оценкам, от продажи активов РЖД может выручить порядка 100 млрд руб. «Считаю, что руководство компании РЖД должно целевым образом направить эти средства на финансирование ключевых проектов», -- подчеркнул Путин. Как уточнил глава российского кабинета министров, самой значительной продажей должна стать реализация пакетов акций ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Трансконтейнер».
Особым приоритетом инвестиционной программы ОАО «РЖД» на совещании было названо строительство в Сочи объектов транспортной инфраструктуры зимних Олимпийских игр 2014 года. Кроме строительства объектов железнодорожники обязаны доставить в Сочи в течение оставшихся до Игр лет около 65 млн тонн различных грузов. Кстати, в субботу в Сочи глава компании Владимир Якунин признал, что сейчас есть некоторая задержка с олимпийскими поставками: доставляется не более 70% от запланированного объема.
Два объекта, имеющих отношение к сочинской олимпийской стройке, железнодорожники уже сдали в эксплуатацию -- грузовые дворы «Россельхозакадемия» и «Сочинский». Остальные проекты находятся в стадии реализации. Это строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер -- горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», реконструкция линии Туапсе--Адлер, организация железнодорожного сообщения между станцией Адлер и аэропортом Сочи, а также реконструкция пассажирских терминалов от Туапсе до Адлера с учетом требований Международного олимпийского комитета: все они должны стать удобными для инвалидов.
По словам Владимира Якунина, никаких проблем нет только с реализацией самого дорогостоящего проекта (порядка 230 млрд руб.) -- строительством совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер -- «Альпика-Сервис». С другими проектами возникла сложность: их реализация предполагалась за счет средств, которые должны были поступать ОАО «РЖД» в результате увеличения тарифа грузовых перевозок на 1% (соответствующее решение правительство РФ приняло еще в 2008 году), но из-за сокращения объемов перевозок компания не получила ожидаемую прибыль. В связи с этим дефицит финансирования сочинских олимпийских проектов может составить 7 млрд рублей.
На совещании г-н Якунин попросил правительство оказать финансовую поддержку строительству объектов транспортного обеспечения Олимпиады в Сочи в размере 5,4 млрд руб. Остальные деньги глава компании пообещал изыскать самостоятельно: «Придется сэкономить на строительстве других объектов, сократить расходы на капитальный ремонт...»
Игорь ГЛАНИН, Сочи