|
|
N°120, 09 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Министерство махнуло средней рукой
Госоркестр надеется на пересмотр решения Минкульта
Становится ясно, что споры о назначении дирижера Марка Горенштейна новым руководителем Госоркестра (Государственного академического симфонического оркестра России, до сих пор известного как «светлановский») не затихнут по крайней мере до 20 августа. Именно на этот день, когда ГАСО соберется в полном составе перед запланированными итальянскими гастролями (включая концерт в Ватикане с Гергиевым), намечена церемония официального представления оркестру Горенштейна. За этим, видимо, последуют новые заявления, в том числе об уходе, а там и новые концертные программы, которыми новый дирижер старого организма постарается расположить к себе публику. По словам оркестрантов, ученики которых работают в молодежном оркестре Горенштейна «Молодая Россия», многим «молодым россиянам» уже предложено занять конкретные пульты в Госоркестре.
Пока же на своей пресс-конференции представители ГАСО озвучили некоторые подробности происходящего и публично заявили о том, что решение Швыдкого вызывает у них оторопь и сожаление.
По словам директора оркестра Леонида Фрадкина, его заместителя, представителя профсоюзной организации оркестра и еще около 15 собравшихся музыкантов (это были «полномочные представители», иначе -- худсовет), на их встрече в Минкульте с новым дирижером и Швыдким среди прочего выяснилось, что хотя Горенштейн и назначен с 1 июля -- но неизвестно, на какой срок. Швыдкой сказал, «на три года», дирижер его поправил: «На пять». Так что можно предположить, что контракт с новым руководителем когда-то лучшего советского оркестра еще не подписан. С точки зрения Минкульта, оркестру требуется «жесткая рука», а жесткорукому Горенштейну «наплевать» на то, что большинство оркестрантов относятся к работе с ним негативно.
Газета «Время новостей» уже писала о том, что, узнав об уходе проработавшего два года Василия Синайского, Госоркестр вступил в переговоры с Александром Лазаревым и получил его предварительное согласие заняться оркестром через год. Но Швыдкой сообщил ГАСО, что Лазарев не подходит (слишком занят на Западе), к тому же пару лет назад ему уже предлагали и Госоркестр, и Большой театр, а он отказался.
Как бы то ни было, оркестр надеется на то, что решение Минкульта может быть пересмотрено: «Умные и компетентные люди могут и ошибаться, и признавать ошибки». Четыре абонементных концерта, запланированных на следующий год, ГАСО предлагает использовать в качестве открытого конкурса на вакансию главного дирижера или как переходный этап в ожидании Лазарева. Впрочем, теперь уже не совсем понятно, как Лазарев может появиться в оркестре: ведь Швыдкой публично заявил, что дирижер отказался от этой должности (хотя, по словам представителей оркестра, министр с ним в контакт не вступал).
После скандалов двухгодичной давности по поводу Светланова, в которых оркестр принимал активное участие, то, что ГАСО снова оказался в центре публичного конфликта, похоже на дурной сон. Как будто бы протест стал основным родом его деятельности. И это, безусловно, уменьшает его шансы. Между тем Леонид Фрадкин, назначенный на должность директора Василием Синайским, настаивает на том, что, протестуя, не имеет никакой личной выгоды: «Любой новый главный дирижер с почти стопроцентной вероятностью будет работать с собственным менеджером, и это нормально». Речь, по его словам, идет о мнении оркестрантов и торговой марке «Госоркестр», которая с приходом Горенштейна очевидным образом падает в цене.
Не сказать чтобы последние два сезона ГАСО как-то особенно блистал, или что его проекты с крупными поп-звездами академического (и не только) шоу-бизнеса придали ему новой музыкантской стати. Но подобные проекты все же делают какую-никакую репутацию, связи и, наконец, заработки.
Для старинной махины, у которой за плечами -- странная смесь из огромного опыта и огромной усталости, идеальным вариантом игры по новым правилам могла бы стать схема «крупный мастер плюс бизнес-поддержка» (это вариант федосеевского БСО, доказывающий свою успешность). Но понятно, что Минкульт такую схему обеспечить не может. Решение Швыдкого -- вполне в духе его стратегии «старым организмам -- молодых работяг и новых менеджеров». Но в случае с Большим театром, куда дирижировать был назначен не самый знаменитый молодой Александр Ведерников, надежность схемы обеспечивалась репутацией и менеджерскими способностями Анатолия Иксанова и его продюсерской команды. К тому же Большому до сих пор не удается окончательно справиться с проблемой эстетической модернизации архаического театрального организма.
Вариант новой реформы Госоркестра вызывает больше сомнений.
Проблема не только в том, что на международном рынке имя Горенштейна не стоит ни цента -- ни американского, ни европейского. Дело еще в том, что мировые эстетические технологии не вполне подразумевают бизнесменов и дирижеров средней руки за пультом качественных оркестров.
Марк Горенштейн известен как активный менеджер -- «Молодую Россию» он создал десять лет назад на собственные деньги, платил зарплаты с процентов по тогдашним диковатым российским вкладам, потом сумел заручиться поддержкой официальных структур. Теперь министерство оплачивает «Молодой России» дорогу на зарубежные гастроли (чего не делает, например, для ГАСО) и выделяет самые крупные суммы на приобретение новых инструментов. Тем не менее менеджерские способности, дружеские отношения с чиновниками и печально известная «жесткая» манера общения с музыкантами ничего не меняют в музыкантской репутации Горенштейна, которая остается средней.
В разговоре с оркестрантами Швыдкой сослался на рекомендательные письма Горенштейна, а в интервью «Известиям» назвал имена Хренникова, Крайнева, Федосеева, Мацуева. Уберем из этого перечня Хренникова и молодого победителя прошлого «Чайковского» Дениса Мацуева. Что касается Крайнева, его, по слухам, связывают с Горенштейном собственные деловые отношения. Можно предположить, что Федосееву Горенштейн действительно нравится. А многим другим -- нет. На третьем туре конкурса Чайковского он действительно терял такт, а с другой стороны -- очень старался. При этом оркестр «Молодая Россия» напрочь не звучит. Спрашивается, ну и что с того. Очевидно, что Минкульту неизвестно об одиозности продвигаемой им фигуры. Для него это работоспособный дирижер с собственными возможностями. Что касается ГАСО, то для министерства он вполне может представлять собой старый советский бренд, торговый потенциал которого теперь уже если не исчерпан, то не очевиден.
Возможно, что министерство как раз и не особенно рассчитывает на какой-нибудь величественный расцвет Госоркестра. Вполне вероятно, что усилия по поддержанию бренда на старинной высоте сегодня представляются слишком дорогими и не обещают особой окупаемости. И что единственно реальной показалась продажа (в метафорическом, конечно, смысле) всей структуры как производственной базы. Со стороны это может выглядеть так, словно Минкульт просто махнул рукой. Но пока дело обстоит таким образом, что махать со следующего сезона будет все же Горенштейн.
Юлия БЕДЕРОВА