|
|
N°32, 27 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Давние отношения
Фатима Маргиева считает себя первым политическим заключенным в Южной Осетии
51-летняя вузовская преподавательница и общественная активистка Фатима Маргиева, задержанная 18 февраля этого года в Цхинвали за нарушение подписки о невыезде в рамках уголовного дела по факту незаконного хранения оружия, считает свой арест политическим. С момента задержания сердечница Маргиева держит голодовку, на днях у нее начали отниматься ноги.
Фатима Маргиева считает себя первым политическим заключенным Южной Осетии. Ее сторонники готовят обращение к первым лицам российского государства. Они полагают, что преследование политических оппонентов совсем не то, что Москва хотела бы видеть в республике, независимость которой признала полтора года назад.
По версии Фатимы Маргиевой, ее преследуют за критику властей. Она считает, что республикой управляют некомпетентные и коррумпированные люди, и видит доказательство своей правоты в том, что уже вторую послевоенную зиму многие жители крохотного по российским меркам города Цхинвали вынуждены проводить без крыши над головой, несмотря на многочисленные обещания президента республики Эдуарда Кокойты и мощные финансовые вливания с российской стороны.
В мае 2009 года, во время подготовки к парламентским выборам в республике, Фатима Маргиева поддерживала оппозиционную Народную партию Роланда Келесхаева. Как писала газета «Время новостей», партия была допущена к выборам, но после этого люди президента Южной Осетии захватили цхинвальский штаб оппозиционеров, изъяли часть учредительных бумаг и фактически создали лояльный клон партии, который и прошел в парламент. Об этой афере Фатима Маргиева старалась рассказать как можно большему числу своих соотечественников. Ее задерживали, но отпустили, однако 27 мая 2009 года (за три дня до выборов) в ее доме прошел обыск. Нашли, по данным следствия, гранатомет, автомат, пистолет Макарова и боеприпасы. По словам самой Фатимы Маргиевой, оружие есть почти в каждом доме в республике, которая 20 лет жила в военных или близких к военным условиям. Но проблема с незаконным хранением возникла только у нее.
Возможно, обыск и обнаруженный арсенал так бы и остались «предупреждением», если бы женщина прекратила общественную деятельность. Но все лето и осень Фатима Маргиева продолжала публично критиковать власти. И в конце января, как рассказал официальному югоосетинскому информагентству «Рес» и.о. верховного судьи Южной Осетии Мухар Кокоев, должно было состояться первое заседание суда по делу об оружии. Выяснилось, что Фатимы Маргиевой нет в республике, после чего суд и поручил обеспечить ее привод.
Сама Фатима Маргиева сообщает, что она, будучи тяжелой кардиологической больной, ездила к врачу во Владикавказ. Получить качественную помощь в Цхинвали все еще невозможно, в том числе ввиду плачевного состояния больницы. К тому же правозащитница уверяет, что уведомляла суд о своей вынужденной отлучке.
Эдуард Кокойты в интервью радио «Свобода» сказал, что ему «смешно считать таких людей правозащитниками». «Просто стыдно за них, за то, что врут на весь мир, -- посетовал г-н Кокойты. -- При президенте есть специальный государственный советник по работе с неправительственными организациями. И те, кто идет нам навстречу, работает вместе с нами, они почему-то довольны. У них никаких проблем нет. И мы их будем поддерживать. Мы за то, чтобы неправительственные организации не были ручными. Но я просто всех призываю к элементарной порядочности, больше ни к чему». «Отношения с Маргиевой у нас давние, -- припомнил президент. -- Она практически присвоила себе средства, которые лично я передавал для организации студенческого интеллектуального клуба. И где теперь этот студенческий интеллектуальный клуб, под проект которого президент Южной Осетии передавал средства? У человека в доме нашли арсенал, а она вдруг стала правозащитницей».
Сторонники Фатимы Маргиевой убеждены, что она непричастна ни к каким махинациям. Но добиться справедливости в Южной Осетии они не рассчитывают, тем более что, по их словам, и и.о. верховного судьи, и генпрокурор республики Таймураз Хугаев являются родственниками президента. Тем временем и.о. верховного судьи Мухар Кокоев пообещал, что суд по делу Фатимы Маргиевой состоится в ближайшие десять дней. Теперь ее единомышленники озабочены только тем, чтобы обвиняемая дожила до судебного заседания.
Иван СУХОВ