|
|
N°120, 09 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Еврики всех стран, соединяйтесь
В Центре Андрея Сахарова обсуждают тему Европы
Веселый человек и замечательный художник Игнат Данильцев решил приколоться по поводу нашей-вашей-с-ними Европы. Той, что объединенная по левую сторону от польско-немецкой границы и разъединенная по правую. Той, куда надо интегрироваться. Той, где обед в недорогом ресторане стоит пятнадцать «евриков», или «ойриков», или «евреев». Той, где ненавидят «Макдоналдс» и Голливуд. Той, где живет Озон со своими восемью женщинами, а Михалков со своим кинофестивалем и хотел бы жить, но, спасибо, не нужно. Той, которую когда-то похитил Зевс в образе быка. В общем, той самой, меркантильной, эгоистичной, скаредной, старой, лицемерной, провинциальной. Ей русские и американцы почему-то завидуют много веков.
Данильцев собрал своих друзей художников, среди которых знаменитые (Константин Батынков, Дмитрий Врубель, Д.А. Пригов, Леонид Тишков, Валерий Кошляков) и не очень. Вместе они разложили новый европейский пасьянс. Назвали «Евро», потому как оно понятие универсальное, ассоциируется и с евроремонтом, и с европарламетом, и конечно, с новой севшей на хвост доллару валютой. Зрелище в музее имени Андрея Сахарова получилось довольно занятное, хотя и эклектичное. Обозначена цепь лейтмотивов. Во-первых, политическая символика и атрибутика. Уж как только не издеваются арт-мейкеры над золотыми на голубом звездами ЕС. То нимбом над головой ребенка представят, то шахматной доской, то планетами, атакуемыми межгалактическими сперматозоидами. Другой лейтмотив -- карта. Запомнился остроумный Тишков. Он выставил свою шелкографию под названием «Анатомия России». Год создания -- 1997. На одном полотне карта России раскручена центрифугой в сторону левую, западную. Перспектива безрадостная. Из вихря, завертевшего Россию, зловеще проступают четыре щупальца фашистской свастики. Они потом разлетаются в одиозных тишковских даблоидов. Куда более гармоничен недавно горячо любимый российским правительством правый, восточный, путь. Там карта России раскручивается в нечто очень медитативное, превращающееся в конце концов в бессмертные символы «Инь» и «Янь».
Самый удачный лейтмотив -- миф о похищении Европы. Прямо у входа висит здоровенная картина Юрия Альберта «Изображение карикатуры Кукрыниксов из журнала «Крокодил» №22 за 1966 год». Карикатура Кукрыниксов является, в свою очередь, вариацией на тему знаменитого полотна Валентина Серова «Похищение Европы» (там, где античная кора рассекает волны на элегантном быке с изящно загнутыми рогами). У Кукрыниксов безрукая мраморная Европа в образе музейной Венеры Милосской плывет на жирной спине краснорылого буйвола-американца-капиталиста, одетого в непременные черный фрак и цилиндр. Ремейк Юрия Альберта датируется 1994 годом. Сегодня копировать Кукрыниксов кажется не очень актуальным. Миф читается по-другому. Так, например, Алексей Политов, используя стилистику комикса, изваял фигуру-обманку «Развращение Европы». Томная дочь финикийского царя, пленившая сердце самого бога богов Зевса, предстала упакованной в кожу бритоголовой отвязой. В руке наручники для мазохистских игрищ. Между ног палочка с головой быка -- все, что осталось от бывшего ее грозного повелителя и любовника. Но жизнь идет, и проблемы эмансипации и сексуальной агрессии тоже теряют новизну. Сейчас хочется чего-то уютного, теплого, душевного, как парное молоко и домик в деревне. Алена Мартынова угадала эти желания. Ее двухметровая раскрашенная скульптурная Европа -- это дебелая синеглазая баба, рачительная хозяйка, примерная супруга и любящая мать. Она несет в руках выстиранное белье -- новые европейские тугрики размером с наволочку -- и пасет стадо маленьких бычков-очаровашек, каких изображают на глазированных сырках и молочных пакетах. Наверное, эта «баба Евра» самый верный гарант политической стабильности. С такой жить можно!
Сергей ХАЧАТУРОВ