|
|
N°120, 09 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плывите к нам
Минтранс придумал новый судовой реестр
Проект закона «О российском международном реестре судов» вчера представил первый замминистра транспорта Вячеслав Рукша на «круглом столе» в комитете по промышленной политике Совета Федерации. Формально эта презентация не может считаться частью законотворческой процедуры. Но Минтранс рассматривает ее как важный шаг на пути борьбы с оппонентами, которые полагают, будто России довольно и одного, уже существующего, государственного судового реестра. Законопроект еще об одном реестре выглядит не просто бесполезной штукой, а прямой угрозой наполнению государственного бюджета -- на этом, естественно, стоят представители фискальных ведомств.
Минтранс, главный лоббист международного судового реестра, вчера устами г-на Рукши изложил свои аргументы и факты. Руководитель Государственной службы морского флота (эту должность Вячеслав Рукша совмещает с постом замминистра) отметил, что действующий реестр плох именно своей чрезмерно фискальной направленностью. Например, при регистрации судов, построенных за рубежом (что вызывает необходимость одновременной уплаты налоговых и таможенных сборов), российский судовладелец должен выложить до 25% стоимости корабля. А стоит среднее современного грузовое судно 30--50 млн долл. Неудивительно, что с каждым годом все больше судовладельцев предпочитают регистрировать свою плавучую собственность не в России, а в какой-нибудь стране с более мягким налоговым климатом. Морской торговый флот, плавающий под российским флагом, сократился с 9,5 млн тонн совокупного дедвейта в 1995 году до 4,8 млн тонн в 2002-м.
Международный реестр и задуман как средство остановить бегство российских судовладельцев под иные флаги путем предоставления им щадящего режима на родине. Этот режим, по мысли авторов законопроекта, должен включать освобождение от всех налогов и пошлин за исключением двух фиксированных сборов: регистрационного и ежегодного. Хозяева зарегистрированных таким образом судов получат право размещать свои валютные доходы в российских и иностранных банках без разрешения Банка России (необходимость этого документа подразумевает действующий в стране порядок валютного контроля).
Попасть в международный регистр смогут не все суда. Путь туда будет заказан военным и прочим кораблям, находящимся в собственности федерации или регионов, а также рыбопромысловые суда. Есть ограничения по тоннажу и мощности силовой установки.
Тем не менее очевидно, что все эти препятствия не остановят большую часть национального торгового флота от перетекания в международный реестр, если таковой будет узаконен. Опыт стран, где «вторые» реестры уже действуют, всецело подтверждает это предположение. По словам г-на Рукши, в Англии, Франции, Норвегии во «втором» реестре числится от 50 до 80% флота, ходящего под соответствующим национальным флагом. Сотрудников Минтранса эта цифра нисколько не смущает. Кстати, они вчера всячески подчеркивали, что принципиальная схема российского международного реестра судов не придумана ими, а списана с западных образцов. Оппонентам, указывающим на неизбежное в таком случае сокращение налогооблагаемой базы, г-н Рукша заметил, что эта база и так стремится к нулю из-за прогрессирующего перехода российских судов под «удобные» флаги. А открытие международного реестра, по расчетам Минтранса, может в ближайшие восемь лет привести под российский триколор 754 судна совокупным дедвейтом 14 млн тонн и стоимостью 9,7 млрд долларов.
Несмотря на столь радужные перспективы, дату внесения законопроекта в Думу его разработчики назвать пока затрудняются.
Михаил КУКУШКИН