|
|
N°120, 09 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Язвы социализма
Владимир Путин пообщался с губернаторами Поволжья
Скорость передвижения Владимира Путина по стране и миру достойна восхищения. Не успел президент вернуться из Канады, глядь -- улетел в Казахстан. Оттуда в Ульяновск, далее в Саранск, где вчера состоялось совещание, посвященное, как сказано в официальных документах, «социально-экономической ситуации в Поволжском федеральном округе». И хотя теоретически предполагалось обсудить промежуточные итоги работы комиссии заместителя главы кремлевской администрации Дмитрия Козака по разграничению полномочий между федеральной, региональной и муниципальными властями, губернаторы говорили каждый о своем.
Несмотря на громкое название «краткий рабочий визит», посещение Владимиром Путиным Ульяновска причины имело сугубо прозаические. В Казахстан президент летал на большом «Иле», а взлетная полоса в Саранске не приспособлена для приема тяжелых самолетов с длинной рулежной дорожкой. Вот служба охраны и предложила сделать посадку на родине В.И. Ленина. Пока готовили самолет, президент, соединяя необходимое с полезным, пообщался с губернатором Владимиром Шамановым. После этого общения вид у бывшего полководца был бледный, с несколько даже зеленоватым оттенком -- такой обычно бывает у сержанта милиции, получившего нагоняй не от непосредственного начальства, а, к примеру, от самого главного генерала. Впрочем, прилюдно президент ульяновского губернатора унижать не стал. Сказал только, что повышать цены на ЖКХ и электроэнергию в 7,5--11 раз -- это шоковая терапия и, следовательно, этого делать не надо, поделился мыслью о том, что у местной власти должны найтись собственные ресурсы для облегчения участи народонаселения, и наконец, посочувствовал генералу, которому приходится разгребать тяжелое наследие социализма. Уже позднее, в Саранске, президент сделал руководству области роскошный подарок, сообщив, что дал указание правительству проработать вопрос о реструктуризации старых долгов Ульяновской области на длительный срок, «минимум на 15 лет». Видимо, визит в Ульяновск произвел на президента сильное впечатление, потому что, предложив разработать механизм отстранения избранного руководителя, доведшего территорию до бедственного положения, президент с сожалением отметил, что в Ульяновске увольнять уже некого.
Впрочем, визит в Ульяновск произвел сильное впечатление не только на главу государства, но и на всех его сопровождавших. Помимо беседы с губернатором в план визита входило посещение соревнования по греко-римской борьбе и прогулка по набережной Волги. Президент, как всегда, опоздал, и борцы, поборов друг друга, разошлись. Зато отдыхающие, несмотря на сорокаградусную жару, держались стойко. Семейные пары и группы отдыхающих с детьми упорно фланировали по плавящемуся асфальту. Причина их стойкости вскоре разъяснилась. Девочка лет семи вдруг схватила маму за руку и, глядя на мужчину, чей костюм, галстук и проводок, торчащий из уха, явно указывал на его профессиональную принадлежность, закричала: «Мама, смотри, папа, хочу к папе». Женщина строго одернула ребенка -- папа на работе. Чуть позднее выяснилось, что веселая мужская компания, в течение часа цедившая единственный бокал пива, также состоит из работников ФСБ. Один из сидевших за столом обратился к одетому в летнюю рубашку мужчине: «Товарищ полковник, можно я буду пьяного изображать -- должен же быть хоть один пьяный...» Судя по всему отдыхали в этом районе Ульяновска исключительно работники ФСБ и члены их семей. Даже подвинутые на безопасности президента работники ФСО были шокированы такой целеустремленностью ульяновского руководства.
Владимир Путин, правда, попытался всех обмануть, и свернул с проложенного маршрута, отправившись осмотреть домик семьи Ульяновых. Неизвестно, догадался ли президент, но в отличие от руководителей других регионов в Ульяновске власти предусмотрели и эту возможность. В радиусе километра вокруг президента посторонних (в смысле -- мирных ульяновских граждан) не было.
Совещание в Саранске президент начал с оптимистичного сообщения о том, что они собрались на эту встречу «не для того, чтобы хвалить друг друга». Тему «не хвалить» весомо поддержал замминистра экономики Цуканов, сообщивший, что в Поволжском федеральном регионе плохо все. Доходы на душу населения составляют 68% от среднероссийских, износ оборудования больше, зарплаты меньше. Г-н Цуканов привел еще несколько десятков цифр, из которых следовало, что плохого в регионе больше, чем в среднем по России, а хорошего -- наоборот -- меньше.
Правда, губернаторы эту тему не поддержали. Они дружно по самым разным поводам жаловались на правительство и столь же дружно рассказывали о своих успехах. Глава Перми Геннадий Трутнев попросил президента позаботиться об отечественном производителе и рассказал о своих успехах в насаждении малого бизнеса.
Хозяин помещения глава Республики Мордовия Меркушкин рассказал о своем опыте по развитию муниципалитетов, а с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым у Владимира Путина даже приключилась небольшая дискуссия. Шаймиев пожаловался на то, что все новые законы увеличивают права федерального центра и уменьшают права регионов. В ответ на это Путин порекомендовал ему принять участие в работе комиссии Козака. И вообще, строго сказал президент, «все руководители регионов должны принять участие в комиссии по разграничению полномочий». Потом подумал и добавил: «Все, кто хочет». Потом еще подумал и заключил: «Сами или через своих представителей».
А когда Шаймиев принялся жаловаться на прокуратуру, которая, по его мнению, «творит беспредел», президент отметил, что все граждане должны быть одинаково защищены законом, а если у г-на Шаймиева есть проблемы с прокуратурой, то после совещания он готов пообщаться с ним «в доверительном режиме».
После того как пермский губернатор рассказал о проблемах лесного хозяйства, а его коллега из Вятки настойчиво напомнил президенту о его обещании посетить область, прения решили прекратить. Правда, глава Башкирии Муртаза Рахимов успел-таки пожаловался на пренебрежение, оказываемое правительством компании «Башнефть», после чего участники совещания, довольные друг другом, отправились на обед -- «общаться в доверительном режиме». После этого общения планы президента изменились, и вместо Москвы, где его ждали на Совете безопасности, он вылетел в Уфу.
Владимир ШПАК, Ульяновск--Саранск