|
|
N°32, 27 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
МВФ повернулся лицом к Китаю
Для представителя Поднебесной придумали специальную должность
Высокопоставленный сотрудник Народного банка Китая получил высокий пост в Международном валютном фонде. По сообщению пресс-службы МВФ, заместитель управляющего китайского центробанка Чжу Минь в мае приступит к работе на посту специального советника директора-распорядителя фонда. Раньше такой должности в МВФ не было, ее ввели специально для китайца.
Назначение китайца -- знаковое для МВФ. В последние годы отношения между Пекином и фондом были натянутыми прежде всего благодаря тому давлению, которое администрация Буша через МВФ пыталась оказать на Китай по части его валютной политики. Изо всех развивающихся стран, требовавших реформы фонда для более справедливого распределения голосов (квот) участников, Китай занимал, пожалуй, наиболее радикальную позицию -- чиновники из Поднебесной отчетливо давали понять, что готовы просто-напросто игнорировать сам факт существования МВФ. В течение 2007--2008 годов фонд даже не готовил ежегодных докладов о состоянии китайской экономики -- Пекин фактически отказывался сотрудничать. В 2008 году чиновники даже не стали встречаться с миссий МВФ, сославшись на недавнее землетрясение.
Ситуация стала меняться с наступлением глобального кризиса и изменением баланса сил в мировой экономике. В Вашингтоне (где находится штаб-квартира МВФ), видимо, окончательно уяснили, что поучать или давить на крупнейшего мирового кредитора больше не получится. Тем более что и представители группы БРИК в МВФ стали действовать согласованно, оформившись как реальная сила.
В прошлом году директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан нанес визит в Пекин, где сказал массу приятных слов для китайских товарищей. «Роль Китая в обсуждении международной политики росла параллельно с ростом его экономики. Как ключевой участник G20 Китай помогает формировать глобальные приоритеты для будущего и разрабатывать решения глобальных проблем. Для Китая и для Азии в целом растущий голос на международной арене означает огромные возможности способствовать формированию посткризисной мировой экономики. Это справедливо, учитывая экономический вес Азии в мире», -- заявил глава МВФ в одном из выступлений.
Следующим шагом (до того, как произойдет реформа квот) по логике должно было бы стать вовлечение китайцев в текущее управление МВФ. Однако структура руководящих органов фонда такова, что найти достойное место для представителя Поднебесной совсем непросто. У директора-распорядителя есть один первый заместитель (американец) и два «простых» (японец и бразилец), причем эти посты по факту закреплены за соответствующими странами или регионами. Так, нынешнего заместителя директора Такатоши Като сменит его соотечественник, а второе заместительское кресло до бразильца Мурило Португала занимали соседи по Южной Америке. Следующий уровень -- руководители пяти территориальных департаментов. Но при Стросс-Кане стало практикой назначать на эти должности выходцев из соответствующих регионов, и департаментом Азии и Тихого океана руководит индиец. Очевидно, что разменять представителя Индии на представителя Китая было бы невозможно.
Стросс-Кан нашел выход в создании новой должности специального советника с пока неясным кругом полномочий. Но, видимо, если Пекин принял предложение, там удовлетворены должностью г-на Чжу Миня. Сам 57-летний банкир имеет западное образование (докторская степень по экономике в университете Джона Хопкинса) и обширный и разнообразный опыт (несколько лет работал экономистом во Всемирном банке, а затем в частном Банке Китая, где дослужился до исполнительного вице-президента). Прошлой осенью его пригласили в Народный банк Китая, судя по всему, с прицелом на нынешнее назначение.
Доминик Стросс-Кан, чьи слова приводятся в пресс-релизе МВФ, рассчитывает, что новый специальный советник в числе прочего поможет в укреплении понимания фондом Азии и вообще развивающихся рынков.
Андрей ДЕНИСОВ