|
|
N°31, 26 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С кризисом справится демпинг
Авиация стала возить больше и дешевле
В январе основные показатели работы российской гражданской авиации подскочили более чем на 30% по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года. Согласно статистике, опубликованной вчера Федеральным агентством воздушного транспорта («Росавиация»), отрасль весьма динамично развивается. Однако рост, полагают эксперты, обеспечен не столько общим подъемом российской экономики, сколько снижением цен на авиабилеты. В течение 2009 года ведущие российские авиакомпании позволили себе работать на грани демпинга. Следствием такой политики стала, в частности, концентрация российского рынка авиаперевозок: доля крупнейших авиакомпаний на нем увеличилась.
Отчет «Росавиации» свидетельствует: в январе 2010 года общий пассажирооборот отечественной коммерческой авиации составил 9248083,83 тыс. пассажирокилометров, что на 33,9% больше, нежели в январе 2009-го. Значительный рост отмечен во всех категориях воздушных перевозок. Международные увеличились в пассажирокилометрах на 35,9%. Внутренние российские -- на 30,7%. Рейсы между Россией и странами СНГ дали прирост 11,7% -- по сравнению с выше упомянутыми достижениями вроде немного, а на самом деле это просто отличный результат, особенно в контексте мирового экономического кризиса. Грузовые авиакомпании в январе также добились успехов. Общий грузооборот отрасли вырос в январе на 44,6%, в том числе на международных маршрутах -- на 48,6%, а внутри страны -- на 24,7%.
Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт», считает, что на основании этих цифр преждевременно делать вывод о завершении кризиса авиаперевозок. «Некоторое улучшение экономической ситуации в России, разумеется, имело свои последствия и для воздушного транспорта, -- сказал вчера г-н Пантелеев «Времени новостей». -- Однако значение других факторов, прямо не связанных с экономическим ростом, было не меньшим. А возможно, и большим».
Одним из таких факторов г-н Пантелеев называет феномен отложенного спроса. Люди, которые из экономии оказывали себе в воздушных путешествиях на протяжении кризисного 2009 года, «вернулись на рынок» как раз в период нынешних новогодних каникул. Благодаря политике отечественных авиакомпаний летать в эти каникулы стало дешевле, чем в прошлые. «Мы проанализировали динамику цен на авиабилеты и обнаружили, что средний тариф в России за 2009 год снизился на 7--8%, -- говорит г-н Пантелеев. -- При этом, по официальным данным, инфляция в стране за тот же год составила 8,8%. То есть с точки зрения реальной покупательной способности населения авиабилеты подешевели, как минимум, на 16%». Это особенно заметно на фоне железнодорожных тарифов, которые в 2009 году только росли. В результате на некоторых направлениях, прежде всего Москва -- Санкт-Петербург, авиация стала отбирать пассажиров у РЖД, причем не только тех, кто раньше путешествовал в вагонах повышенной комфортности.
Г-н Пантелеев отмечает, что в некоторых случаях борьба за клиента приводит авиаторов «на грань демпинга», и это в ближайшем будущем чревато для авиакомпаний серьезными финансовыми проблемами на фоне блестящих производственных показателей.
Между тем пока лидеры рынка только укрепляют свои позиции. В России насчитывается чуть больше 160 авиаперевозчиков. По данным «Росавиации», год назад первые пять из них вместе обеспечивали 63% пассажирооборота в стране. В январе 2010 года под контролем первой пятерки («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр», «Оренбургские авиалинии») оказалось уже 66% пассажирского рынка.
Михаил КУКУШКИН