Федеральная налоговая служба (ФНС) серьезно настроена на повышение качества налогового администрирования. Для налогоплательщиков, с одной стороны, это может означать снижение количества необоснованных претензий, а с другой -- усиление контроля за их попытками минимизировать налоговые платежи. В частности, налоговики требуют свободного доступа к базам данных Центробанка, «Росфинмониторинга», различных регистрирующих органов, а также ко всем банковским проводкам.
Кризис увел в тень значительную часть российской экономики. Причем речь идет не только о малом бизнесе, но и о крупнейших налогоплательщиках. Совокупное поступление налогов от 58 предприятий, получивших кредиты под государственные гарантии, за девять месяцев прошлого года сократилось в десять раз по сравнению с аналогичным периодом 2008 года -- с 33 до 3 млрд руб., сообщил вчера глава Федеральной налоговой службы РФ Михаил Мокрецов на расширенной коллегии ведомства. Он напомнил, что особенно большую поддержку от государства получили металлургические предприятия. Кроме госгарантий под кредиты для них ФНС проводила ускоренное возмещение НДС. При этом г-на Мокрецова особенно возмущает, что «по итогам 2008 года, когда кризис еще бушевал, они продолжали выплачивать дивиденды своим акционерам, а по итогам девяти месяцев прошлого года заявили убытки».
Присутствовавший на коллегии вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин признал, что риски криминализации экономики в настоящий момент достаточно высоки, а предприятия стремятся возмещать свои издержки путем уменьшения налоговых выплат через применение различных запрещенных схем. «Часть бизнеса переходит в теневой сектор», -- отметил министр. Поэтому он призвал ФНС сконцентрироваться на качестве налогового администрирования.
Первое, что пообещал глава ФНС, -- убрать из лексикона налоговиков слово «доначисление». «Контрольная работа и сейчас ориентируется не на сумму доначислений, а на качество», -- заверил г-н Мокрецов, подчеркнув настрой ведомства на повышение качества налогового администрирования.
Неизбежность доначислений налоговых платежей по итогам всех проверок является одной из главных претензий бизнеса к работе налоговиков. Многие уверены, что проверяющие руководствуются принципом «нет добросовестных налогоплательщиков, есть недопроверенные», в обязательном порядке находя долги и нарушения у всех компаний, куда приходят с выездными проверками. Это подтверждает и статистика самой ФНС. В декабре прошлого года заместитель руководителя ФНС Татьяна Шевцова заявляла: «Мы можем говорить почти о 100% результативности выездных проверок».
Все они заканчивались предъявлением требований доплатить налоги.
Вчера наличие проблемы признал и Алексей Кудрин. «Мы, конечно, не можем серьезно ограничить налоговые органы в праве начислять налоги предприятиям по результатам налоговых проверок», -- заметил он на коллегии ФНС. Вместе с тем, по его словам, недопустимой является ситуация, когда «без санкций и доначислений нельзя уходить с налоговых проверок». Но виноваты в этом, оказывается, не только налоговики. «Пока в типовых ситуациях мы наезжаем на налогоплательщиков, чтобы защитить себя от возможных претензий правоохранительных органов», -- пояснил министр финансов. Поэтому он предложил налоговикам совместно с представителями правоохранительных органов отработать «типовые ситуации», при которых проверки будут заканчиваться без доначислений. Тем более что в последнее время прокуратура все чаще обвиняет налоговые органы «в избыточном наезде и давлении на предпринимателей». «Такие уголовные дела тоже есть», -- напомнил г-н Кудрин.
Необоснованность претензий, по словам министра финансов, не только снижает доверие граждан к налоговым органам, но и ведет к признанию в судах многих решений фискалов необоснованными. По данным ФНС, за девять месяцев прошлого года было рассмотрено налоговых исков с общей суммой претензий 250 млрд руб. В итоге бюджет был пополнен на 106 млрд, но при этом 120 млрд руб. суды оставили бизнесменам, признав претензии налоговых инспекторов необоснованными.
У налоговой службы есть рецепты повышения качества своей работы. Уже сейчас, по словам Михаила Мокрецова, налоговики накануне выездной проверки в обязательном порядке проводят предварительный анализ, который позволяет направлять выездную бригаду только туда, «где мы усматриваем применение схем по минимизации налогов и точно знаем о нарушении налогового законодательства».
Но для радикального улучшения администрирования налогов ФНС, отметил г-н Мокрецов, «крайне необходим» свободный и постоянный доступ к базам данных Центробанка, «Росфинмониторинга» и других контролирующих финансовых органов. Сейчас доступ к нужной налоговикам информации осуществляется по запросам, «которые мы в огромных количествах генерируем», пожаловался г-на Мокрецов. Он уверен, что постоянное поступление в ФНС данных о движении средств по счетам позволит «дистанционно проводить анализ и предпроверочные мероприятия, выявлять зоны риска, не вовлекая в этот процесс налогоплательщиков».
Особенно важно налоговикам иметь такую информацию при администрировании НДС. В 2009 году налоговое ведомство обеспечило поступление в бюджетную систему 8,4 трлн руб., что на 16% меньше по сравнению с 2008 годом. И, по словам главы ФНС, в значительной степени это связано с большими объемами возмещения НДС -- 962 млрд руб. Он признал, что администрирование НДС требует большой и качественной работы, поскольку возмещение этого налога иногда строится с использованием фирм-однодневок.
Татьяна Шевцова дополнила своего шефа пожеланием внести необходимые поправки в Налоговый кодекс и обеспечить налоговикам оперативный доступ к банковским счетам налогоплательщиков. «На сегодняшний день основным механизмом выявления лиц, вовлеченных в схему уклонения от налогообложения, является анализ движения денежных средств на счетах банков», -- обратила внимание заместитель руководителя ФНС. При этом бывают ситуации, когда сам коммерческий банк является участником той или иной схемы ухода от налогов и принимает решение, предоставлять ли информацию налоговикам. Как заверила г-жа Шевцова, ФНС технологически готова к обеспечению более оперативного доступа к банковской информации.
«Когда направляется бумажный запрос, то там остается фамилия инициатора. И это возлагает на авторов запроса определенную ответственность, -- комментирует идею налоговиков руководитель группы по разрешению споров юридической фирмы Goltsblat BLP Рустам Курмаев. -- А при свободном доступе любой сотрудник налоговых органов будет иметь всю информацию о коммерческой тайне». Он опасается, что «чем больше будет онлайн-доступов для правоохранительных и других приравненных к ним органов, тем больше баз начнет продаваться на рынке». Эксперт напоминает, что недавно в России уже был скандал с утечкой баз с проводками из Центробанка.
Руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько обращает внимание на то, что различные базы налогоплательщиков, которые ведут налоговые органы, уже сейчас легкодоступны. А вот для добросовестного налогоплательщика, который не будет иметь доступа ко всем данным о банковских проводках своих контрагентов, новый порядок может создать дополнительные проблемы. Налоговикам уличить его «в необоснованной налоговой выгоде» будет гораздо легче, чем, например, фирмы-однодневки. «В связи с этим у налогоплательщика возникнет необходимость в защите своих интересов, и он будет вынужден обращаться к специалистам по налоговым спорам. Таким образом, расходы на ведение деятельности налогоплательщика только увеличатся», -- опасается г-н Приходько.
Другой вопрос -- справится ли ФНС с обрушившимся на нее объемом информации. Директор московского офиса международной компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк уверен, что однозначно нет. «Низкая эффективность работы «Росфинмониторинга» -- яркий тому пример, -- полагает специалист. -- Из почти 80 трлн руб. якобы сомнительных транзакций в год они умудряются поймать лишь несколько десятков миллиардов».
В обмен налоговики готовы приоткрыть перед налогоплательщиками свою кухню и к концу 2010 года дать им доступ к информации о том, как производится расчет начисляемых налогов. Один из элементов этой системы уже действует на сайте ФНС,
где физические лица могут проверить наличие у них задолженности по имущественному, земельному и транспортному налогу. Новый сервис, по признанию Михаила Мокрецова, вызвал немало нареканий из-за отсутствия информации о том, откуда взялась указанная сумма налога. Но доступ к ней может быть организован только после вступления в силу нового варианта закона о цифровой подписи. Только после этого, уверен г-н Мокрецов, появится возможность «знакомиться с персональной информацией в абсолютно защищенном варианте». Но уже сейчас активная работа с налогоплательщиками заставляет ФНС предъявлять более жесткие требования к используемой для налогообложения информации баз данных различных регистрирующих органов.