Время новостей
     N°32, 27 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2010
Принцип «выстрелил -- забыл»
Какое оружие предлагает российский ОПК на международных выставках
Может показаться, что предприятия российской оборонной промышленности привозят на международные выставки вооружения одни и те же экспозиции. Однако на деле это далеко не так, просто не все изменения в продуктовом ряде можно заметить невооруженным глазом. Военный обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ на VI международной выставке вооружения и военной техники «Дефэкспо Индия-2010» в Дели расспросил представителей российских оборонных фирм, что нового они привезли в индийскую столицу и какие новинки есть у ближайших конкурентов.

Александр ЗАВАРЗИН, директор по внешнеэкономической деятельности концерна «Ижмаш»:

-- Новинки у нас есть, в частности, в области снайперского вооружения. В Дели мы привезли винтовку СВ-98. Ее уровень значительно выше, чем у армейских винтовок СВД и СВД-С, что отразилось на цене. Начали показывать и подствольный гранатомет ГП-34 собственного производства. До этого подствольные гранатометы разрабатывал и производил тульский завод. Мы учли пожелания пользователей, в том числе применяющих наше оружие в боевых условиях. Это прежде всего требования по безопасности, безотказности, простоте пользования.

Предлагаем и пистолет-пулемет «Бизон» -- Индия планирует провести несколько тендеров по пистолетам-пулеметам, где мы вполне можем участвовать, конкурируя с американцами и израильтянами, которые ведут себя на индийском рынке очень активно. Отличительная часть «Бизона» -- шнековый магазин, один из самых емких, до 63 патронов калибра 9х8 и 54 патронов 9х19. Это очень удобно при выполнении специальных задач.

«Сайга-12С» калибра 12 с емким магазином и охотничьими патронами предназначена не для охотников, как можно подумать. Это оружие используется спецподразделениями, полицией, охранными структурами, которых в Индии очень много. У этого оружия высокая пробивная мощность, оно незаменимо при необходимости сбить замок, выбить дверь.

Демонстрируем и автоматы Калашникова с планкой Пикатини, на которую навешивается фонарь, лазерный прицел, прибор ночного видения. Думаю, уже на следующей выставке мы сможем показать АК с таким обвесом. Хотя есть у такого обвеса и противники, утверждающие, что автомат должен быть простым, а обвес травмоопасен. Основная масса покупателей заказывает автомат в стандартной комплектации.

У «Ижмаша» есть планы организовать в Индии лицензионное производство автоматов Калашникова. Каких именно, зависит от потребителя. Может быть, натовского калибра 5,56, может быть, российского 7,62. Переговоры ведутся уже не первый год, несколько индийских фирм выразили желание организовать совместно с нами такое производство.

Борис СЕМЕНОВ, руководитель департамента гособоронзаказа и договоров корпорации «Мотовилихинские заводы»:

-- По запросам заказчиков мы разработали облегченную версию классической реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Смерч». Масса нового изделия меньше на 15 тонн, поэтому вес снаряженной новой машины составляет менее 25 тонн. Классические варианты (38 и 41 тонна) не могли преодолевать ветхие мосты, сложно передвигались по мягким грунтам. Пришлось пожертвовать огневой мощью изделия. Но все типы снарядов классической системы годятся и для облегченного варианта «Смерча».

Новинку так и называют -- «Смерч-лайт». На ней вместо 12 «труб» используется шесть, у шасси четыре ведущих оси вместо пяти у классической. Появление новинки вовсе не означает отказ от классического варианта, это расширение продуктового ряда. Думаю, Министерство обороны России также не откажется иметь более мобильную систему, которая если и потеряла в огневой мощи, то чуть-чуть, и только по площади поражения. Ни дальность, ни какие-то другие характеристики не пострадали.

Среди наших конкурентов -- чешские системы залпового огня. Одна из них в одном специализированном издании была ошибочно названа российским именем «Град». Это как все копировальные аппараты называют ксероксами, а внедорожники -- джипами. Впрочем, эта ошибка нас порадовала -- значит, наши системы в мире хорошо себя зарекомендовали.

Николай ХОХЛОВ, заместитель генерального директора -- главный инженер ФГУП «Конструкторское бюро приборостроения»:

-- Мы представили комплекс ПВО «Панцирь». Он продолжает совершенствоваться. Я имею в виду наращивание характеристик, автоматизацию работы комплекса. К «Панцирю» есть интерес заказчиков.

Показываем здесь варианты модернизации легкобронированной техники БМП-1, БМП-2. Здесь виден качественный скачок, поскольку дополнительное вооружение и цифровая система управления огнем дают внешне старой машине принципиально новые качества. Например, она может теперь вести огонь по всем типам целей днем и ночью во всех условиях боевой обстановки.

Мы добились такого положения, что стреляем через ствол обычной «пехотной» ракетой без всякой ее переделки с ходу по подвижной цели, днем и ночью. Принцип «выстрелил -- забыл». Ни одна зарубежная машина этого не делает. Тот же американский «Бредли» должен остановиться, выстрелить и ждать, пока ракета долетит до цели.

Конкуренты представляют оружие с боеголовками самонаведения. Они очень дороги, за счет их установки получается слабая боевая часть. И весть комплекс сильно дорожает. Мы решаем ту же самую задачу за счет использования системы управления огнем, при этом не меняя конструкции ракет, которые остаются и дешевыми, и мощными. Основные характеристики таких ракет еще никто не смог повторить.

Традиционно большой интерес проявлен к нашему стрелковому оружию. В частности, к самому легкому в мире пистолету-пулемету ПП-2000, контрснайперскому оружию -- винтовке, эффективной вне зоны снайперского огня за счет большей дальности действия: ПП-2000 стреляет на 1,5 км, а основные снайперские винтовки лишь на 500--600 м.

Комплексы управляемого вооружения артиллерии нашего производства «Краснополь-М2», «Китолов», мина «Грань» сегодня имеют повышенную дальнобойность, точность, увеличена боевая часть, чтобы поражать хорошо защищенные цели. Больше всего индийских артиллеристов заинтересовал «Краснополь».

Вячеслав ГОНЧАРОВ, заместитель генерального директора Северного ПКБ:

-- Мы представили на выставке модернизированный фрегат класса «Тальвар». Первая тройка таких фрегатов была построена на Балтийском заводе и передана индийскому флоту в 2002 году. Индийские моряки ими очень довольны, что бывает не так часто. Было заказано еще три корабля, которые сейчас строятся на заводе «Янтарь».

Кроме того, мы предлагаем замену известного индийцам комплекса ПВО «Штиль» балочной установки на комплекс вертикальной пусковой установки -- ракеты в контейнерах и размещаются под палубой. При этом значительно возрастает темп стрельбы, существенно снижается заметность корабля. «Штиль» будет отвечать за всю противовоздушную оборону корабля. Это новый шаг. Первым в этой линейке был американский «Иджис». Сегодня весь мир идет в направлении интегрированного комплекса ПВО.

Интеграция оружия сегодня основное требование заказчиков любой страны. Принципиально новых разработок систем оружия сегодня не так много, в основном ведущие фирмы-производители направляют усилия на дальнейшую модернизацию. Это видно и по экспозициям на выставке. Нам понравилась итальянская 76-мм пушка с управляемым снарядом фирмы Finmekkanika. Здесь итальянцы показывают то, что у них находится в стадии испытаний. То есть оружия пока нет, а они его уже рекламируют, тем самым завоевывая перспективную нишу на рынке артсистем для военно-морского флота. Исходя из правил, по которым мы представляем свою продукцию на внешнем рынке, для нас это пока недостижимо.

Новизна этой пушки в том, что при небольшом калибре достигнуты высокие характеристики радиоуправляемого снаряда. Эта пушка может быть серьезным средством борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами.

Геннадий ИВАНЮК, начальник сектора предприятия «Сплав»:

-- Продажа новинок за рубеж регулируется законодательством. В частности, есть утвержденный президентом страны список образцов, которые разрешены к показу на выставках и продаже. Есть приказ министра обороны, расписывающий, как эти разрешительные документы оформлять. Поэтому на выставках показывается лишь то, что разрешено. И эту продукцию мы стараемся разнообразить, показать в другом ключе -- даже покрасить в другой цвет, по-другому представить в экспозиции, в иной компоновке. Все виды вооружения в мире практически известны, вопрос только в том, что нужно заказчику.

Производители, конечно, скованы документами, которые я назвал выше. Процедура оформления разрешительных документов настолько громоздка, что занимает даже не месяцы, а годы. Мнение людей в управлениях заказчика не всегда совпадает с требованиями рынка. Мы сами отслеживаем, какое наше оружие сегодня требуется в той или иной стране. Нам помогают региональные управления «Рособоронэкспорта».

На выставке мы представили новые снаряды для реактивной системы залпового огня «Град»: осколочно-фугасные, снаряды для поражения нетиповых для артиллерии целей, для борьбы с бронированной техникой, с танками на расстоянии 30--40 км, чего не может артиллерия, изделия с кассетной боевой частью.

Предприятие не всегда выходит на выставку с новинками, поскольку выходить все равно надо -- в противном случае считается, что у фирмы плохи дела. У нашего предприятия в Индии было в свое время очень много конкурентов -- американцы, страны бывшего Варшавского договора, итальянцы. Но Индия остановилась на российских РСЗО -- у них блестяще зарекомендовал себя наш «Град». Сегодня конкурентов у нас здесь практически нет, разве что Израиль.

Александр ВАСИЛЬЕВ, директор по внешнеэкономической деятельности Российского института мощного радиостроения:

-- Наше предприятие занимается разработкой радиотехнической продукции различного назначения. По некоторым ее образцам конкурентов у нас просто нет. То, ради чего мы приехали на эту выставку, -- предложение по созданию специальной системы связи. Такими технологиями обладают всего две страны в мире -- Россия и США. А начиналось все во время противостояния, когда две державы посылали к берегам друг друга подводные лодки. Эти лодки нуждались в связи -- дальней и глубинной.

Здесь нужны радиоволны с частотой, как в розетке, 50 герц и длиной 3 тыс. км. Поэтому требуются громадные антенные поля, хотя какими бы громадными они ни были, все равно коротки по сравнению с длиной волны. Эффективность таких систем зависит и от подстилающей поверхности. Если, например, их бетонировать, то приблизительно на 15 км в глубину. Это невозможно, и ищут естественные природные участки, например монолиты из лабрадора.

Но главное -- такой технологией мы обладаем, и уже года три с помощью «Рособоронэкспорта» ведутся переговоры о поставках в Индию наших систем связи с подводными лодками. Однако речь идет не просто о поставках, а об опытно-конструкторской работе, поскольку мы должны найти монолит для антенны в самой Индии, рассчитать площадь, исключить облучение населения, обеспечить систему электроэнергией, которой требуется очень много.

У нас уже есть опыт поставки систем в Китай. Правда, некоторые разногласия не позволили сделать проект полномасштабным.