Время новостей
     N°31, 26 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.02.2010
Прогулка по ночной Венеции
Моцарт, Берг. Gran Partita, Камерный концерт (Decca). Пьер Булез широко известен как интерпретатор музыки ХХ века, хотя в его репертуаре есть и Вагнер, и Штраус, и Берлиоз. То, что Булез выпустил диск с сочинением Моцарта, для многих неожиданность, но разговоры об "одном из первых обращений Булеза к Моцарту" явное преувеличение. Булез играл Моцарта еще более 30 лет назад, в пору работы с оркестром ВВС, а в последние годы обращается к наследию композитора регулярно -- это и симфонии, и фортепианные концерты, и серенады для духовых. Одна из них, известная как Gran Partita, открывает этот диск в великолепном исполнении Ensemble Intercontemporain, специализирующегося на современной музыке. Серенада написана для тринадцати духовых -- столько же их и в Камерном концерте Берга для двух солистов и ансамбля, занимающем вторую половину диска. Казалось бы, подобного совпадения недостаточно для объединения двух столь разных сочинений, однако Булезу удается найти между ними немало общего. Разумеется, Моцарта и Берга при всем желании не сыграешь как композиторов одной эпохи, но исполнить Берга как Шуберта или Шумана, приблизив его к Моцарту на столетие, вполне возможно, тем более что это полностью соответствует духу музыки. Да, она написана далеко не романтическим языком, но в блестящем исполнении пианистки Мицуко Ушида и скрипача Кристиана Тецлаффа поражает истинно шубертовской красотой, при которой вопрос о языке уже не так важен. Кому-то этот язык может показаться сложным, однако серенада Моцарта настраивает слушателя на то, чтобы этой сложности просто не заметить.

Магдалена Кожена. Арии из опер Вивальди (Archiv Produktion). Казалось бы, арии из опер -- жанр по определению ущербный, однако современным певцам все чаще удаются программы избранных арий, объединенные общим замыслом и сами по себе представляющие цельное произведение искусства. Магдалена Кожена, одна из лучших меццо-сопрано нашего времени, два года назад выпустила альбом арий Генделя и теперь обратилась к операм Вивальди. Подобные проекты имеют важное просветительское значение: у Генделя свыше сорока опер, у Вивальди около двадцати (столько сохранилось из девяноста с лишним). Изучить их все способны лишь очень преданные слушатели, но для первого знакомства подобные подборки -- оптимальное решение. Кожена берет на себя ответственность представить свой взгляд на Вивальди -- оперного композитора, который существенно отличается от автора "Времен года" и десятков других концертов. Вокальная музыка Вивальди не менее требовательна к исполнителю, чем инструментальные сочинения композитора, хотя в отличие от них записанные здесь арии по преимуществу медленны и иногда даже монотонны. В диске, великолепном от первой до последней ноты, трудно назвать лучший номер, и все же следует выделить арию Sol da te mio dolce amore из оперы "Неистовый Роланд" с красивейшим соло флейты. Эту программу, как и генделевскую, вместе с певицей записал Венецианский барочный оркестр под управлением Андреа Маркона. "Музыка Вивальди у них в крови, -- говорит Кожена. -- Как только они заиграли, мне показалось, что я плыву по ночной Венеции в гондоле. Сама от себя такого не ожидала, это сродни чуду".

Иоганн Кристиан Бах. Симфонии и ансамбли (Caro mitis). Оркестр старинной музыки Pratum Integrum представляет очередной альбом-портрет из серии, посвященной композиторам XVIII века. На сей раз -- Иоганн Кристиан Бах, при жизни получивший гораздо большую известность, нежели его гениальный отец. Диск открывается мировой премьерой Концертной симфонии для гобоя, скрипки, альта и виолончели с оркестром, лишь недавно найденной в архиве московского Музея имени Глинки. Правда, из без малого двух десятков концертных симфоний Баха это едва ли лучшая -- наслаждаешься не столько самой музыкой, сколько игрой оркестра и его солистов, в первую очередь виолончелиста Павла Сербина и гобоиста Филиппа Ноделя. Зато от следующего сочинения поет душа: Квартет соль-мажор для необычного состава -- скрипка, две виолончели и клавир -- шедевр от первой до последней ноты, напоминающий о лучших ансамблях Гайдна. Великолепен и ликующий Секстет до-мажор, разве что натуральные валторны звучат грубовато. Программу завершает сочинение совсем другого рода -- стремительная Симфония соль-минор в духе "бури и натиска", один из самых известных опусов "лондонского Баха". В первой и третьей части оркестр, играющий без дирижера, берет головокружительный темп -- и шутя справляется с ним, показывая, что на самом деле значат слова "на одном дыхании".

Илья ОВЧИННИКОВ
//  читайте тему  //  Музыка