|
|
N°31, 26 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пенсионер национального спасения
Польский суд восстановил социалистическую справедливость
Решение конституционного суда Польши, признавшего неконституционным сокращение почти в два раза пенсий членам Военного совета национального спасения (ВСНС), который 13 декабря 1981 года ввел в стране военное положение, вызвало громкий общественный резонанс. Закон, отбирающий привилегии у функционеров спецслужб социалистической Польской Народной Республики (ПНР), начал действовать с 1 января этого года. Он коснулся около 30 тыс. ветеранов, включая генералов из ВСНС, которым руководил Войцех Ярузельский.
Инициаторы закона -- депутаты правящей «Гражданской платформы» -- утверждали, что повышенные пенсии сотрудников спецслужб не являются «правильно приобретенными правами», так как эти люди в нарушение принципов социальной справедливости «получали большее вознаграждение, чем обычные пенсионеры, которые зачастую были их жертвами». В преамбуле закона утверждалось: «Функционеры органов безопасности выполняли свои обязанности без риска потери здоровья или жизни, получая при этом многочисленные материальные и правовые привилегии за сохранение нечеловеческой системы власти».
Но закон обжаловали депутаты левых сил, посчитав, что он вводит коллективную ответственность и становится репрессивной мерой в отношении тех лидеров ПНР, которые дали добро на переговоры с оппозицией в конце 1980-х годов. Первоначально конституционный суд намеревался огласить свое решение в середине января, но к этому дню 14 судей не пришли к единому мнению.
Накануне решающего заседания суда 24 февраля вице-премьер и министр экономики, лидер Крестьянской партии Вальдемар Павляк убеждал судей «не бросать всех под один нож». По мнению пана Павляка, в прошлом дважды занимавшего пост премьера, нельзя урезать пенсии функционерам ПНР, хорошо зарекомендовавшим себя после 1989 года. Он напомнил, что генерал Ярузельский «заключил соглашение с оппозицией, отдал власть, и нет повода руководствоваться по отношению к нему мстительностью. Быть может, он и не искупил своей вины, но привел к позитивным переменам».
Вердикт конституционного суда вывел из-под действия закона членов ВСНС, в том числе генерала Ярузельского, но офицеров спецслужб ПНР надежд на высокие пенсии лишил. Судья трибунала профессор Анджей Жеплиньский пояснил, что предоставленная истцами аргументация не в полной мере свидетельствовала, что закон противоречит конституции. По оценке судьи, политическая полиция ПНР выполняла задачу сохранения власти, не соблюдавшей права человека, лишавшей общество частной собственности и свободы слова: «Для этого в разные времена использовались террор, унижение, слежка, и всегда речь шла о сохранении коммунистического режима».
Еще в 1992 году польский сейм принял закон, позволявший сократить пенсии повинным в репрессиях функционерам ПНР. Но тогдашний президент Лех Валенса наложил на него вето, а его преемник Александр Квасьневский позже поступил так же с законом, изменявшим принципы перерасчета пенсий для этой категории лиц. Но с 1998 года уже стало возможным лишать льгот судей и прокуроров, в 1944--1956 годах работавших в НКВД, службах безопасности, военной разведке и других репрессивных органах СССР и ПНР. Это же относилось и к военным пенсионерам, если военная прокуратура докажет применение ими репрессий против поляков, выступавших за независимость страны в 1944--1956 годах.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава