Время новостей
     N°30, 25 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.02.2010
Революционный компромисс
E.ON Ruhrgas и «Газпром» перешли к нетрадиционным решениям
Избыточное предложение на европейском рынке природного газа подтолкнуло партнеров по экспортно-импортной цепочке к поиску нетрадиционных решений. Именно в таком контексте комментирует E.ON Ruhrgas, крупнейший германский газовый импортер, последние договоренности с «Газпромом». Речь идет о поправках в долгосрочные контракты на поставку газа, согласно которым часть объема будет оплачиваться по более низким ценам спотового рынка.

В конце прошлой недели E.ON Ruhrgas сообщил, что дополнительное соглашение с российским монополистом готово к подписанию. «Хотя еще предстоит выяснить детали, основные акценты расставлены и с главой «Газпрома» Алексеем Миллером у нас общая точка зрения», -- заявил журналистам глава компании Бернхард Ройтерсберг (на снимке). Документ предполагает взаимные компромиссы. Нефтяная привязка останется неизменной для объема газа, который покупатель должен взять в соответствии с правилом «бери или плати». В то же время планка минимального отбора снижается на 15% на ближайшие три-четыре года, а газ сверх минимума немецкий концерн сможет брать у «Газпрома» по спотовой цене. Соглашение касается не только немецкого рынка, но и венгерского, где E.ON Ruhrgas является крупнейшим дистрибьютором. Аналогичные договоренности достигнуты с итальянским концерном Eni, и близки к завершению переговоры с турецкой Botas. Правда, в последнем случае ситуация сложнее, так как у Турции в отличие от Италии и Германии были обязательства по значительному наращиванию закупок российского газа в 2010 году в связи с выходом на проектную мощность газопровода «Голубой поток».

Более того, следует ожидать большей гибкости от «Газпрома» и по отношению к остальным покупателям. Спотовые цены будут применяться для объема газа, превышающего уровень «бери или плати», в новом контракте с польской PGNiG. Близка к получению уступок литовская Lietuvos Dujos, крупнейшими акционерами которой являются «Газпром» и E.ON Ruhrgas. Нельзя исключать, что эти уступки воодушевят и Киев, который ищет различные поводы для пересмотра условий подписанного 19 января 2009 года долгосрочного контракта. Правда, Украина и так получила возможность значительно снизить уровень «бери или плати» (на 35% в 2010 году), но возможность купить дополнительный газ по сниженной цене пока не предусмотрена. С 2010 года «Нафтогаз» покупает у «Газпрома» топливо по европейской цене. В первом квартале она составляет 305--307 долл. за тысячу кубометров.

Германские эксперты уже назвали договоренности с «Газпромом» революционными, хотя серьезных изменений в ценообразовании все же не произошло.

Между тем E.ON Ruhrgas имеет контракты на покупку голландского газа до 2028 года, норвежского -- до 2029-го, а российского -- до 2036-го. «Твердо убежден, что долгосрочные договоры с крупными производителями газа вновь докажут свою важную роль в газовом бизнесе, когда через несколько лет начнется гонка за запасами энергии, -- сказал г-н Ройтерсберг «Времени новостей». -- Долгосрочные договоры в том виде, в каком они находятся в E.ON Ruhrgas, будут иметь решающее значение не только для нашего предприятия, но и для надежности энергоснабжения Европы».

При этом он отметил, что E.ON Ruhrgas и «Газпром» нашли меры, благодаря которым цены и объем поставки станут более гибкими. Таким образом, отмечает г-н Ройтерсберг, долгосрочные договоры -- наилучший инструмент для того, чтобы преодолеть подчас тяжелые процессы на рынке газа. В этих документах достаточно винтов-регуляторов, с помощью которых конструкцию можно отладить в нынешней кризисной ситуации. «Это и подчеркивает гибкость самих долгосрочных договоров, и доказывает их вклад в надежность взаимоотношений между партнерами и надежность снабжения», -- заключает г-н Ройтерсберг.

По прогнозу главы правления E.ON Ruhrgas, в текущем году потребление газа в Германии останется на прошлогоднем уровне либо даже уйдет в «легкий плюс». Он убежден, что «низшая точка долины» пройдена. В ходе переговоров с «Газпромом» обсуждался также вопрос, связанный с оплатой газа, не востребованного импортером. Речь идет о принципе «бери или плати». E.ON Ruhrgas в связи с падением спроса на газ не отобрал часть законтрактованного объема. За первые девять месяцев 2009-го компания снизила сбыт газа по сравнению с тем же периодом 2008-го на 15%, а прибыль до уплаты налогов и банковского процента -- на 33%. За невостребованный объем, отметил г-н Ройтерсберг, компания оказалась должна российскому поставщику «двузначную миллионную сумму». Эта выплата, однако, будет зачтена при закупках газа в будущем году.

Несмотря на нынешние трудности со сбытом газа, на энергорынке Европы в среднесрочной перспективе будет сохраняться рост потребности в его импорте. Строительство новой газотранспортной системы «Северный поток», как отмечают участники этого проекта, стало важным этапом в формировании перспективной структуры надежных поставок. «Нам нужен «Северный поток», чтобы импорт из России был поставлен на стабильный и надежный фундамент, -- отметил г-н Ройтерсберг. -- «Северный поток» напрямую свяжет российские месторождения с западноевропейскими рынками сбыта и тем самым покроет примерно четверть прогнозируемого на 2025 год роста дополнительной потребности стран ЕС в импорте газа».

Ожидается, что французский концерн GdF Suez вскоре увеличит свою долю в проекте «Северный поток», основными участниками которого являются «Газпром», германские E.ON Ruhrgas и Wintershall, а также нидерландская Gasunie. Как подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей» представитель E.ON Ruhrgas Адриан Шаффранец, немецкий концерн ведет переговоры о передаче французским партнерам 4,5% из своего пакета акций в этом проекте. Таким образом, GdF Suez получит 9-процентный пакет. В Эссене убеждены, что капиталоемкий проект по плечу лишь мощным энергопредприятиям, связанным между собой долгосрочными контрактами. Так что и по этой причине, подчеркнул г-н Шаффранец, было бы опасно ставить под сомнение сложившуюся систему импорта природного газа.

Юрий ШПАКОВ, Берлин, Алексей ГРИВАЧ