|
|
N°30, 25 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бронзовый потолок
Канадцы и американцы опередили российских танцоров
Олимпийские соревнования по танцам на льду принесли российскому дуэту, чемпионам мира и двукратным чемпионам Европы Оксане Домниной и Максиму Шабалину бронзовые награды. На высшую ступень пьедестала впервые в истории этого вида поднялись североамериканские пары. Тесса Виртью и Скотт Мойр (на снимке) опередили россиян почти на 14 баллов. Серебряными призерами Игр стали Мэрил Дэвис -- Чарли Уайт из США.
Этот день в фигурном катании стал днем триумфа тренеров Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой. Через 20 лет, после того как Шпильбанд покинул Советский Союз (остался в США во время гастролей Ледового театра Татьяны Тарасовой), его ученики завоевали две олимпийские медали.
Впрочем, для тех, кто следил за соревнованиями танцоров на чемпионате мира в Лос-Анджелесе-2009, ничего сверхъестественного на этих Играх не произошло. Уже тогда многих не просто удивили, а потрясли программы Виртью -- Мойра и Дэвис -- Уайта. Александр Жулин, сравнивая эти две пары с выступлением Домниной и Шабалина, сказал, что их программы словно из разных столетий. У подопечных Шпильбанда и Зуевой -- XXII век, а наша пара задержалась в XX. Даже при некоторой «сырости» прошлогодней программы канадцев, которые из-за травмы партнерши пропустили половину сезона, Домнина и Шабалин терялись на фоне конкурентов.
Было очевидно, что за этот год канадцы и американцы прибавят и подойдут к Олимпиаде на пике формы. Недаром Марина Зуева после соревнований рассказывала, что уделяла особое внимание физической подготовке учеников и шлифовке каждого элемента. По сути, каждый из них, будь то твиззлы, дорожки шагов, поддержки, был доведен до автоматизма, что позволяло фигуристам кататься на высокой скорости. При этом тренеры постарались избежать ошибок предыдущих сезонов и не перебарщивать с нагрузками, дабы не было травм. В результате катание двух североамериканских пар в Ванкувере настолько отличало их от остальных, как высший пилотаж от автопилота.
Единственное, на что могли бы уповать россияне, -- это обязательный танец. Именно в этом виде российские танцоры, как правило, опережают конкурентов. После обязательного танца Домнина и Шабалин действительно вышли в лидеры. Но с непривычным, минимальным преимуществом над главными соперниками.
Объяснение этому нашлось позднее. Как только стало известно, что обязательным танцем будет танго «Романтика», Игорь Шпильбанд и Марина Зуева обратились за консультацией к Елене Анатольевне Чайковской и пригласили ее на несколько дней в США. Выбор специалиста был не случаен. Именно Чайковская в 1974 году создала эту программу для своих учеников Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова.
Помощь Чайковской, судя по оценкам трех дуэтов -- российского, канадского и американского, оказалась неоценимой. Следующий же оригинальный танец, темой которого стали народные мотивы, фактически предопределил итоговую расстановку сил.
Пять баллов, которые отделили Домнину и Шабалина от канадцев, ставших первыми, и американцев, поднявшихся на вторую строчку, перед последним видом в танцах практически не отыгрывались. И произвольная программа только увеличила этот отрыв. В итоге между олимпийскими чемпионами из Канады и бронзовыми призерами из России он составил почти 14 баллов.
После соревнований, беседуя с Мариной Зуевой, я спросила, в какой именно момент она поняла, что их ученики Виртью -- Мойр выиграют этот олимпийский турнир? «Два года назад, -- призналась тренер и удивленно переспросила: -- А разве вы не видели их потенциал?» Потом добавила, что канадцы очень напоминают ей Катю Гордеева и Сережу Гринькова и потому она питает к ним особую симпатию. Что именно Тесса и Скотт, как ни одна из танцевальных пар, могут выразить тонкие любовные чувства на льду. Что у них все впереди, следом за лирикой можно замахнуться на драму. Что как только в фигурном катании появились новые правила, Зуева как тренер вздохнула с облегчением и стала работать с удвоенной энергией, оттачивая каждый элемент и придумывая нечто неподражаемое. Что обе эти пары Виртью -- Мойр и Дэвис -- Уайт не просто талантливы, а работоспособны и очень координированы. Что в прошлом сезоне специально для Виртью -- Мойра была поставлена программа в стиле модерн, чтобы в олимпийский сезон классическая тема прозвучала ярче и тронула сердца соплеменников. Что именно в прошлогодней произвольной программе впервые появились сложнейшие поддержки. Чтобы воспроизвести нечто подобное, Домнина и Шабалин вынуждены были обратиться за консультацией к цирковым акробатам.
«Сегодня самый счастливый день в моей жизни, -- скажет после церемонии награждения Марина Зуева. -- Несколько минут назад мне позвонила Чайковская и поздравила. Сказала, что выступления наших учеников -- это большой успех для всего фигурного катания. Такие слова дорогого стоят, тем более что когда-то Елена Анатольевна тренировала и меня».
Нет сомнений, что Оксана Домнина и Максим Шабалин на этих Играх тоже показали свой максимум. Как сказала партнерша, сделали даже больше, чем могли. И суть проблемы не в отсутствии желания, не в технике, не в мастерстве, а главным образом в физических возможностях этой пары. Слава богу, что на этой Олимпиаде Шабалин обошелся без обезболивающих уколов. К счастью, наступил период ремиссии. Но все его травмы, операции, длительное лечение, из-за которого была пропущена половина сезона, нервозность, форсированная подготовка просто не позволили россиянам прыгнуть выше головы.
Танцевальная награда стала второй у наших фигуристов на этой Олимпиаде. Первое «серебро» несколькими днями ранее заработал Евгений Плющенко. На двух предыдущих Играх он завоевывал «золото» и «серебро» и в Ванкувере намеревался повторить свой итальянский результат.
Страсти по поводу выступления Плющенко наверняка утихнут нескоро. Масла в огонь подлил и сам фигурист, заявив, что все места на подиуме были заранее распределены, что четверные прыжки никому не нужны, а он с этими прыжками, как кость в горле.
Впервые за последние годы в мужском фигурном катании был создан прецедент: Олимпиаду выиграл фигурист, не исполнявший прыжка в четыре оборота, а сделавший упор на стабильное и чистое катание. Но разве для кого-то секрет, что мужское катание на сегодняшний день -- это не соревнование только по четверным прыжкам, и спортсмену надо владеть достаточно широким набором.
Плющенко во многом винит руководство нашей федерации, которое бросило его на произвол судьбы. Президент ФФКР Валентин Писеев оправдывается и говорит, что после короткой программы мужчин обращался к Оттавио Чинкванта, поскольку правилами ИСУ протесты на судей нельзя подать.
Если отбросить в сторону эмоции, то на этой Олимпиаде Плющенко подставился сам. Откатай он чисто произвольную программу, на кураже, со всеми заявленными элементами, исполни каскад из трех прыжков, повтори тройной тулуп, то вопросы о его чемпионстве были бы сняты.
После соревнований член техкома ИСУ Александр Лакерник заметил: «Женя, конечно, великий спортсмен, но у него в произвольной программе были технические погрешности. Не одна. Если бы их было меньше, он бы выиграл по технике, а в компонентах разница у него с Лайсачеком была небольшая. Если в короткой программе мы могли что-то говорить про компоненты Жени, то в произвольной -- вопрос не в компонентах, а в чистоте исполнения элементов. Лайсачек выжал из своего набора максимум того, что мог. А у Жени этого не получилось».
Ольга ЕРМОЛИНА, Ванкувер