Время новостей
     N°119, 08 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.07.2002
Скверный анекдот,
или Береги честь смолоду
Фантасмагорическая история с «обстрелом» в минувший четверг израильского пассажирского лайнера в небе над Днепропетровском похожа на чью-то скверную шутку. После жуткой трагедии в октябре прошлого года, когда украинская ракета сбила российский самолет с израильтянами на борту, яркая вспышка в непосредственной близости от самолета компании El Al переполошила всех. Прежде всего самих украинцев, которые начали растерянно уверять, что никаких испытаний на территории их страны не проводилось, да и вообще все ракетные пуски запрещены указом президента Кучмы еще после того случая. Все эти уверения, впрочем, не произвели впечатления на израильскую сторону, которая хорошо запомнила вдохновенное вранье Киева в октябре, и израильские официальные лица реагировали с явным раздражением: пилот «Боинга», мол, в прошлом военный летчик, и отличить оптическое явление от взрыва ракеты он в состоянии. Тем более что экипажи других рейсов подтвердили: они наблюдали странную вспышку в том районе. Израиль немедленно обратился к США, чтобы те предоставили информацию с разведывательных спутников. В октябре прошлого года американская разведка сразу заявила о том, что лайнер погиб от украинской ракеты.

Ко вчерашнему дню, впрочем, шумиха улеглась -- спасительная версия о метеорите, вошедшем в плотные слои атмосферы, правдоподобно объяснила характер и причину странного свечения. Быстро обнаружился и сам «космический гость» -- в телекомпанию «1+1» позвонил житель Днепропетровской области, сообщивший, что на его подворье упал метеорит. И хотя официальных подтверждений этого пока не поступало, должностные лица в Киеве уже уверенно говорили о том, что необычное «дело» раскрыто, а инцидент исчерпан.

Вся эта история, оказавшаяся, судя по всему, просто курьезом, наводит тем не менее на размышления. А именно, о пользе репутации. Как известно, сначала ты работаешь на репутацию, а потом репутация на тебя. Так вот имидж, приобретенный Украиной, похоже, заработал с полной отдачей. Ситуация официального Киева напоминает ту, что сложилась для России в последние год-полтора пребывания у власти Бориса Ельцина. Это можно было бы назвать «презумпцией виновности», когда даже малейшее сомнение трактовалось не в пользу «обвиняемого», то есть Кремля. Апофеозом той кампании было достопамятное дело Bank of New York, которое напугало весь мир призраком всемогущей «русской мафии», жиреющей на кредитах МВФ, обирающей робких иностранных инвесторов и тянущей щупальца к Западу. Со времен рейгановской «империи зла» Москва, пожалуй, не удостаивалась негативных эпитетов такой силы, как те, что гуляли по страницам ведущих мировых изданий в те месяцы.

В конечном итоге дело BONY закончилось пшиком -- рутинное расследование не слишком значительных налоговых правонарушений, которые Россию, безусловно, не красят, но никак не делают ее угрозой мировой цивилизации. Сегодня эта история, чуть было не похоронившая тогда всю российскую власть, почти забыта. Примечательно, что недавний рейд по Европе, совместно проведенный спецслужбами ряда стран ЕС против незаконных банковских операций и отчасти связанный с делом BONY, не вызвал политического резонанса: криминал есть криминал, он встречается во всех странах, в том числе и в России. Изменился не характер дела, а имидж «фигуранта».

Избежать политических недугов, поражающих репутацию, легче, чем их лечить. И рецепт весьма прост: не врать. На Западе это усвоили давно. Хотя первый импульс любого политика любой страны -- откреститься от ответственности (это проявлялось в разных ситуациях -- от ошибочных бомбежек Косово до свежего инцидента со швейцарскими авиадиспетчерами), все знают, что потом будет только хуже. Поэтому лучше сразу признаться и попытаться как-то компенсировать урон. В странах постсоветского пространства (а Украина здесь отнюдь не одинока) этого пока как следует не понимают. Поэтому всякий метеорит будет еще долго превращаться здесь в зенитную ракету, оставляя очередное пятно на и без того не самой кристальной репутации.

Федор ЛУКЬЯНОВ