|
|
N°119, 08 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ruhrgas без границ
В Германии создается энергоконцерн общеевропейского масштаба
Официально объявленное в прошлую пятницу в Берлине госсекретарем Альфредом Такке «министерское разрешение» на слияние немецких энергоконцернов Eon и Ruhrgas сенсацией не стало. В начале года, как известно, антимонопольное ведомство в Бонне запретило эту «свадьбу слонов». Однако по существующему закону обжаловать данное решение можно было в рамках процедуры получения «особого разрешения» министра экономики. Своей властью последний имеет право в исключительных случаях смотреть сквозь пальцы на антимонопольные уложения, если речь идет об особых национальных интересах. В своей первой реакции на состоявшееся министерское разрешение шеф правления Ruhrgas Бергманн отметил: «Это решение указывает правильный путь к дальнейшему повышению надежности газоснабжения Германии и к существенному укреплению позиций Ruhrgas в международной конкурентной борьбе».
Суть проблемы в начале мая на годовой пресс-конференции Ruhrgas изложил, правда, в несколько утрированной форме один из немецких журналистов. Обращаясь к председателю правления Буркхарду Бергманну, он заметил: «Если не произойдет слияния вашей компании с Eon, то через десяток лет Ruhrgas вообще не станет». Таким мрачным будущее Ruhrgas шефу эссенской газовой компании не представлялось. Как-никак законтрактованные объемы поставок газа от крупнейших иностранных партнеров, русских и норвежцев, гарантированы Ruhrgas частично даже до 2030 г. Тем не менее именно газовый бизнес остается сегодня -- и таковым несомненно будет в перспективе -- одним из наиболее капиталоемких секторов энергетики, требующих все новых инвестиций в разведку, добычу, а также транспортировку природного газа его конечным потребителям.
Укрепив позиции на по сути дела созданном им самим немецком рынке газа, Ruhrgas с середины 90-х приступил к реализации собственной стратегии на европейскую интеграцию, стремясь составить конкуренцию другим крупнейшим национальным газовым компаниям стран ЕС, оперирующим на европейском рынке газа. Отличительной чертой Ruhrgas при этом остается частный характер его деловой активности -- в отличие от европейских соперников, зачастую щедро питаемых государственными субсидиями (Gaz de France, к примеру). Дюссельдорфский Eon обеспечит Ruhrgas необходимыми инвестициями для успешной «глобальной игры» на европейском рынке природного газа, а со временем, не исключено, и за его пределами. Как уверены газовики в Эссене, «у Ruhrgas появляется возможность расширить свою деятельность как в сфере добычи, так и распределения газа». Перед Ruhrgas открываются новые возможности еще и потому, что Eon -- концерн многопрофильный, лидирующий в области выработки и сбыта электроэнергии.
Федеральное правительство, проявив полную благосклонность к самому процессу укрупнения энергобизнеса, «обложило» слияние Eon и Ruhrgas серьезными условиями. Так, в ближайшие полгода обе компании обязаны не только продать свой 37-процентный пакет акций в восточногерманском газовом торговом доме VNG, но и отказаться от акционерного участия в региональных газовых фирмах -- EWE, Bayerngas, Stadtwerke Bremen. Дюссельдорфскому Eon придется «уступить» новому владельцу» фирму по водоснабжению Gelsenwasser. Кроме того, Ruhrgas поставлено условие о «разделении» под собственной крышей сектора торговли газом и его транспортировки и создания тем самым «бездискриминационной конкуренции». Для достижения последнего условия министерское разрешение предписывает Ruhrgas в течение ближайших трех лет приблизительно 5% выработанной мощности природного газа (75 млрд кВт ч) продать конкурентам.
У себя дома Ruhrgas, сбывший в 2001 г. 601 млрд кВт ч энергии, с большим отрывом опережает своего ближайшего конкурента по сбыту энергии непосредственно потребителям BEB Hannover (180 млрд кВт ч). Любопытно, что во время подготовки вынесенного в пятницу «особого разрешения» его поддерживали даже традиционные конкуренты Ruhrgas. Как уверяли газету «Время новостей» члены энергетической комиссии бундестага, в концерне Wintershall, а это главный соперник Ruhrgas на немецком рынке, поддерживают слияние гигантов Eon и Ruhrgas. Благодаря все большему уходу Ruhrgas «в Европу» Wintershall, видимо, надеется хотя бы сохранить те позиции, что уже заняты им на немецком рынке природного газа.
Юрий ШПАКОВ, Берлин