|
|
N°119, 08 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рассказы «черного ящика»
Виновные в гибели российского Ту-154 будут названы к концу недели
Останки первых опознанных жителей Башкирии, погибших в ночь на 2 июля при столкновении в небе над Германией российского самолета Ту-154 с грузовым «Боингом-757» компании DHL, как предполагается, сегодня будут доставлены спецрейсом «Башкирских авиалиний» на родину. Сколько тел власти Германии разрешат забрать родственникам, вчера еще известно не было. Работы по опознанию жертв авиакатастрофы, унесшей жизни 71 человека (из них 52 -- башкирские школьники), немецкие эксперты вели все выходные почти круглосуточно, но к вечеру воскресенья им удалось установить личности только 29 россиян и двух пилотов «Боинга». Прочесывание «квадрата» в районе Боденского озера, неподалеку от германо-швейцарской границы, спасатели и пожарные закончили еще в конце прошлой недели. Однако, как выяснилось к выходным, найти тела двух россиян так и не удалось. По мнению специалистов, они могут находиться на дне небольшого озера Андельсхофер Вейер, куда, по данным очевидцев, упали несколько обломков Ту-154, и в воскресенье около 30 водолазов начали его обследование. Еще около полутысячи полицейских и добровольцев начали повторное тщательное прочесывание местности.
В выходные же представители Федерального ведомства по расследованию авиационных происшествий Германии (БФУ) объявили, что они завершили работы по реконструкции и компьютерной «чистке» записей всех четырех бортовых самописцев (двух технических и двух «речевых»), находившихся на борту Ту-154 и «Боинга». По словам экспертов, «черные ящики» при аварии были деформированы довольно сильно (в частности, проволока, используемая в качестве магнитоносителя в российских «черных ящиках», оказалась во многих местах разорвана и поцарапана), но подлежат восстановлению. Непосредственную расшифровку их данных с понедельника начнет специальная международная комиссия, в которую входят эксперты по безопасности полетов Швейцарии, России и самой Германии. Как предполагается, на изучение самописцев и анализ информации уйдет не менее недели, хотя немецкие эксперты вчера заявили, что первые достоверные сведения, о том, что происходило на борту погибших лайнеров перед столкновением, могут появиться уже к среде.
Пока же эксперты закончили изучение магнитофонных записей радиопереговоров экипажей Ту-154 и «Боинга» с «землей» в последние минуты перед трагедией, и полученная картина вызвала новые нарекания к швейцарской авиадиспетчерской службе «Скайгайд», сотрудники которой «вели» самолеты. Так, уже представители БФУ подтвердили, что диспетчер слишком поздно -- всего за 44 секунды -- предупредил экипаж Ту-154 об угрозе столкновения. Кроме того, уже собственно швейцарские специалисты привели новые нелицеприятные для «Скайгайд» факты, предшествовавшие катастрофе. Выяснилось, что еще за 10 минут до столкновения радары слежения показали, что Ту-154 и «Боинг» следуют навстречу друг другу в одном и том же эшелоне, однако диспетчер не обратил поначалу на это внимание (автоматическая система предупреждений столкновений в воздухе, как известно, была отключена). Как полагают эксперты, он был просто перегружен из-за того, что напарник ушел пить кофе. Сотрудник «Скайгайд» одновременно обслуживал два радара, наблюдая сразу за 5 самолетами, при этом еще пытаясь прозвониться по неисправной телефонной линии в один из немецких аэропортов, где должен был совершить посадку легкомоторный самолет.
Николай Гвоздев