|
|
N°30, 25 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Месть начальнику
Подчиненные британского премьера подыграли оппозиции
Для современного политика в Европе нет ничего более неприятного и даже опасного, чем обвинения в нарушении общепринятых этических норм, особенно накануне выборов. Под таким огнем оказался в последние дни лейбористский премьер-министр Великобритании Гордон Браун (на снимке).
Сигналом к атаке послужила новая книга политического редактора газеты «Обсервер» Эндрю Ронсли, в которой утверждается, что Браун груб с подчиненными. В отрывках из книги, опубликованных газетой на днях, есть эффектные подробности. Автор пишет, что премьер в приступах гнева, которые случаются у него часто, может накричать на сотрудника, запустить в него чем-нибудь и даже схватить за лацкан. Еще он позволяет себе нецензурные выражения и унизительные для сотрудников ремарки. Поведение Брауна якобы вызвало беспокойство секретаря кабинета министров сэра Гаса О'Доннелла, который обратил внимание премьера на непозволительность таких поступков.
Для старожилов Даунинг-стрит в рассказе Ронсли нет ничего нового. О том, что Гордон Браун частенько выходит из себя и может, мягко говоря, непочтительно обойтись с сотрудниками, знают не только все его окружающие, но даже бармен ближайшего паба, куда эти клерки нередко забегают после работы пропустить кружку-другую эля. Иногда подобная информация даже выплескивалась в прессу. Так, еще в бытность Брауна министром финансов высокопоставленный госслужащий лорд Тернбулл обвинил его в газетном интервью в жестокости по отношению к людям и назвал Сталиным. Эта кличка прилипла к Брауну и даже однажды прозвучала на заседании в парламенте.
Накануне всеобщих выборов, а они по всем признакам состоятся в мае-июне, рассказы о поведении премьера привлекли внимание британцев. Когда-то их бабушки и дедушки спокойно относились к взрывам гнева легендарного Уинстона Черчилля. Но, во-первых, он был не просто премьером, а спасителем отечества от фашизма. А во-вторых, было это более полувека назад, когда словосочетания «права человека» и «политкорректность» еще не укрепились в английском языке. Но сегодня такое поведение могут и не простить, особенно если учесть, что рейтинги Брауна, а вместе с ним лейбористов в целом, и без того невысоки.
Поэтому на защиту своего лидера бросились товарищи по партии. От сообщений о грубости премьера отмежевалась его канцелярия, охарактеризовавшая их как «гнусные обвинения, напрочь лишенные оснований». Затем министр внутренних дел Алан Джонсон сказал, что за 17 лет работы с Брауном ни разу не слышал, чтобы тот повысил голос, и обвинил журналиста в том, что тот все придумал, чтобы подогреть интерес к книге. Другой влиятельный лейборист -- министр по делам бизнеса Питер Мандельсон высказался тоньше: «Я бы не сказал, что премьер запугивает людей. Он просто требователен к людям. Прежде всего он требователен к себе».
Не смолчал, наконец, сам Браун, занявший пост премьера в июне 2007 года, а 20 февраля отметивший 59-летие. В телеинтервью он сказал, что «никогда никого не ударил за всю свою жизнь»: «Конечно, бывает, что я сержусь, но в первую очередь на себя, и когда это случается, я могу, скажем, швырнуть на пол газеты. Нашей стране нужен человек, способный повести ее вперед, который не даст ей топтаться на месте. Каждое утро я встаю с решимостью сделать все для моей страны».
Огонь скандала эти высказывания не погасили. Неожиданно подала голос британская благотворительная организация, помогающая жертвам запугивания. Ее основательница и глава Кристина Пратт сообщила, что в последнее время к ним за помощью обратилось несколько сотрудников канцелярии Брауна: «Некоторые просто прислали нам информацию, другие звонили на нашу горячую линию, и я беседовала с ними».
Газета «Ивнинг стандарт» напечатала исповедь неназванного сотрудника секретариата Брауна, который рассказал, как ведет себя премьер в минуты гневных припадков. По его словам, Браун «держит сотрудников в состоянии постоянного стресса»: «Никто не знает, что вызовет его очередную истерику. В такие моменты он набрасывается на людей с обвинениями и угрозами. Мы боимся заходить к нему лишний раз, чтобы не нарваться на очередную порцию брани. Обстановка очень нервозная и нездоровая». А газета «Таймс» опубликовала результаты опроса, согласно которым каждый третий сотрудник аппарата кабинета министров хотел бы сменить работу, а 6% желает уволиться «как можно скорее».
Эти разоблачения стали неожиданным подарком для оппозиции. Лидер консерваторов Дэвид Кэмерон и его коллега из Либерально-демократической партии Ник Клегг потребовали официального расследования поведения премьера. Правительство возражает, хотя, в сущности, будет расследование или нет, уже неважно. Главное, что незадолго до выборов авторитет Брауна оказался подмоченным.
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон