|
|
N°119, 08 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политический труп
В Кабуле убит преемник президента Карзая
Афганистан столкнулся с самым серьезным политическим испытанием со времени свержения талибов и установления в стране новой власти. В субботу в Кабуле убит видный пуштунский политик Абдул Кадыр, вице-президент и министр общественных работ переходного правительства Афганистана. Это преступление серьезно подрывает систему «сдержек и противовесов», которую президент Хамид Карзай тщательно выстраивал с декабря прошлого года, когда он возглавил временную администрацию, и которая была закреплена в прошлом месяце на всеафганской ассамблее -- лойя джирге. (На ней пуштуна Кадыра назначили одним из трех заместителей пуштуна Карзая наряду с министром обороны таджиком Мохаммедом Фахимом и хазарейцем Каримом Халили.) Многие сравнивают убийство Кадыра с гибелью в результате покушения в сентябре прошлого года харизматического лидера афганских северян Ахмад Шаха Масуда -- смерть Масуда стала предвестником военных и политических катаклизмов в Афганистане.
Абдул Кадыр был своим не только для пуштунской военно-племенной элиты. В течение многих лет он являлся одним из немногочисленных влиятельных пуштунов в руководстве Северного альянса, и отблеск полководческой славы, заслуженной им и его формированиями в боях против талибов и боевиков «Аль-Каиды», падал на него так же, как и на его соратников -- таджиков, узбеков и хазарейцев. Тем не менее в декабре 2001 года Кадыр покинул боннскую конференцию по Афганистану в знак протеста против «недостаточного представительства на ней пуштунов».
Авторитет Кадыра небывало возрос прошлой осенью после мученической смерти его брата Абдул Хака, легендарного моджахеда, претендента в национальные лидеры, который незадолго до начала военной операции США в Афганистане намеревался поднять там восстание против режима талибов, но был схвачен и повешен ими. Многие видели в Абдул Кадыре естественного преемника действующего президента Карзая. Пожалуй, первым значение потери понял Вашингтон. Уже в субботу президент Буш, выразив Карзаю «глубокие соболезнования в связи с гибелью хорошего и надежного друга» и предложив помощь в расследовании преступления, заявил, что теперь США «еще больше, чем раньше, настроены в пользу установления стабильности» в Афганистане.
Вице-президент и его водитель были расстреляны средь бела дня в автомобиле, отъезжавшем от здания министерства общественных работ. Двое неизвестных, прятавшихся в кустах, послали в автомобиль 36 пуль. Никто не взял на себя ответственность за покушение на государственного деятеля, безопасность которого находилась в сфере задач миротворцев из 18 стран, а также десяти личных телохранителей (немедленно арестованных спецслужбами за невыполнение служебного долга). В правительственном заявлении покойный назван «мучеником, погибшим в результате теракта». И хотя вчера появились сообщения о задержании двух человек, похожих на описанных свидетелями убийц, расследование, проводимое лучшими местными специалистами, не обещает быть легким. (Кстати, убийство в феврале в кабульском аэропорту министра гражданской авиации и туризма Абдул Рахмана, якобы забитого паломниками, направлявшимися в Мекку, не раскрыто до сих пор.) У Абдул Кадыра смертельных врагов насчитывалось не меньше, чем верных друзей, а биография была сложной и противоречивой.
Будучи губернатором провинции Нангархар в 1992--1996 годах, Кадыр горячо приветствовал прибытие в Джалалабад из Судана Усамы Бен Ладена со 180 боевиками, а также установление талибами контроля над страной. С новой властью, по данным ООН, бывший моджахед разошелся, не поделив доходы от продажи опиума (провинция богата маковыми плантациями). После этого он занялся контрабандой из Арабских Эмиратов, чем, по сведениям международных спецслужб, грешил и после возвращения в губернаторское кресло осенью прошлого года. Косвенно об этом свидетельствует то, что недавно Кадыр рассорился с Мохаммедом Заманом, старым другом и соратником по партизанской войне против советских войск в провинции Нангархар в 80-е годы. В Афганистане «торговые войны» полевых командиров, пополняющих «войсковую казну» контрабандой наркотиков и других ходовых товаров, как правило, перерастают в войны на взаимное уничтожение.
Британская The Daily Telegraph цитирует слова президента Карзая о том, что Абдул Кадыр «являлся решительным и принципиальным сторонником создания национальной армии», которая, по мнению международного сообщества и большинства мирных афганцев, уставших от 23-летней войны, должна ослабить военно-феодальную власть полевых командиров. То есть тех, кто реально управлял Афганистаном на протяжении последних 25 лет вне зависимости от того, кому принадлежали формальные полномочия.
Алексей СЛОБОДИН