|
|
N°29, 19 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Проект технически реализуем»
Shtokman Development раскрыл не все карты
Тринадцать дней спустя после решения совета директоров Shtokman Development AG, оператора первой фазы освоения Штокмановского месторождения, об отсрочке проекта, руководство компании решило дать разъяснения. Главный исполнительный директор SDAG Юрий Комаров (на снимке) и его первый заместитель Эрве Мадео рассказали, что уже сделано в рамках подготовки первого газового проекта в российской Арктике и какие проблемы еще предстоит решить для его перехода в инвестиционную стадию. По их словам, ТЭО по международным (FEED) и российским стандартам и предварительная госэкспертиза морских объектов и оценка рисков показали, что «проект технически реализуем». Более того, г-н Комаров отметил, что при цене нефти 60 долл. за баррель (при условии привязки к ней цены газа по аналогии с долгосрочными контрактами в Европе) деятельность SDAG будет высокоэффективной с коммерческой точки зрения. Внутренняя норма доходности составит не менее 17,5%.
В то же время он категорически отказался называть предполагаемый уровень капитальных затрат, принципы финансирования проекта и себестоимость. «Мы не скажем вам все детали, -- честно заявил г-н Комаров. -- Это вредно для маркетинга газа и с точки зрения проведения тендерных процедур». Несмотря на отсрочку с принятием финального инвестиционного решения (совет директоров отложил его на март 2010 года по трубопроводной части и на конец 2011 года -- по производству сжиженного природного газа), SDAG собирается в течение этого года провести все тендерные процедуры, что позволит уточнить стоимость проекта. Условия тендеров предусматривают отказ от обязательств перед подрядчиками, если акционеры компании -- «Газпром» (51%), Total (25%) и Statoil (24%) -- через год примут решение о нецелесообразности инвестиций.
Главной причиной отсрочки официально названа ситуация на рынке сжиженного природного газа в США, на который была ориентирована почти половина газа с первой фазы «Штокмана». По данным американской статистики, средняя цена там упала с 350 долл. за тысячу кубометров в 2008 году до 160 долл. в прошлом, а импорт, стабильно росший с 1996 года, в 2007-м сократился вдвое и не пока не обещает быстрой положительной динамики.
Но оказалось, что и с дизайном береговой части проекта не все ясно. Спроектированные по российским нормам объекты просто не помещаются на выбранную площадку близ поселка Териберка в Мурманской области. А как юридически чисто построить инфраструктуру по международным стандартам, оператор пока не понимает. «Есть технический регламент, который вроде бы позволяет это сделать, -- рассказал г-н Комаров. -- Но как его применить на практике, не ясно». По морской части компания определилась и ничего переделывать не собирается, отметил он, признав, правда, что внутри «Газпрома» идет дискуссия о целесообразности транспортировки газа и конденсата по одной трубе. Как уже писала «Время новостей», владелец лицензии на Штокмановское месторождение -- «Газпром добыча шельф» -- предлагает организовать полную очистку газа от примесей на плавучей платформе.
Еще одна причина отсрочки -- в связи с неопределенностью в сфере СПГ проект должен быть сверстан исходя из того, что «Газпром» будет покупать весь газ первой фазы (23,7 млрд кубометров в год) для поставок в Европу по трубе. Напомним, что по первоначальной задумке примерно половина газа должна была идти по новому газопроводу Териберка--Волхов в Ленинградскую область и далее по «Северному потоку» в Германию. При падении спроса на газ на европейских рынках дополнительный объем здесь может понадобиться не скоро. А если гораздо более дорогой штокмановский газ (помимо необходимости окупить затраты SDAG, нужно оправдать стройку газопровода через Карелию) вытеснит из «Северного потока» западносибирский, то это ударит по рентабельности экспорта самого «Газпрома».
В этой связи ключевой становится готовность российского газового монополиста платить SDAG за услуги по добыче газа на шельфе, его транспортировке на берег и подготовке к транспорту из своей экспортной маржи. Цена нефти 60 долл. за баррель (и около 260 долл. за тысячу кубометров газа в Европе. -- Ред.), по заявлению г-на Комарова, позволяет реализовать проект. Но это, судя по всему, будет означать, что «Газпром» будет зарабатывать только как акционер SDAG, а не как экспортер. Следует отметить, что экспортные цены в Европе только последние три года превышают 260 долл. за тысячу кубометров. А первая фаза «Штокмана» рассчитана на 50 лет, половину из которых «Газпрому» придется гарантировать прибыль SDAG вне зависимости от конъюнктуры.
Поставки газа по трубе до Волхова планируется начать в 2016 году, а если понадобится «Газпрому», то и в четвертом квартале 2015-го. На подготовительный этап оператор проекта потратил 650 млн долл. из отведенного акционерами бюджета в 800 млн. Решение о выделении дополнительных ресурсов не принято. Г-н Комаров отказался назвать ожидаемые параметры увеличения стоимости предынвестиционной фазы. Но никто не будет удивлен, если смета превысит 1 млрд долл. уже на этой стадии.
Алексей ГРИВАЧ