Время новостей
     N°29, 19 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.02.2010
Под крышами Парижа
Светлана Безродная и «Вивальди-оркестр» -- Году Франции в России
«Под крышами Парижа» -- так назвала руководитель «Вивальди-оркестра» Светлана Безродная свой новый спектакль, который был сыгран на днях на сцене Концертного зала им. Чайковского и посвящен Году Франции в России. Спектакль -- не оговорка. Именно этой формы построения своих программ придерживается создатель единственного в мире женского камерного оркестра на протяжении уже долгого времени. Вспомним хотя бы постановки прошлого и нынешнего сезонов «Признание в любви» (музыка Нино Рота в обрамлении инструментальных версий арий из опер Доницетти, Беллини, Верди, Пуччини), «Виват Кальман» (инструментальные версии арий и увертюр из оперетт с солирующей скрипкой Безродной вместо голоса), «Сон графини. Петербургский бал» (посвящен великой русской певице Наталии Шпиллер). Все это было представлено на сцене Большого зала Московской консерватории, хотя там не было ни декораций, ни театральных костюмов.

На этот раз сцена Концертного зала имени Чайковского словно отразила свет, идущий от тех, кто сочинил великие хиты французской песенной классики, и от тех, кто определил их бессмертие. Речь об Эдит Пиаф и Иве Монтане, Шарле Азнавуре и Джо Дассене, Жаке Бреле и других великих шансонье. Их песни наполняли зал особой энергетикой, особым ностальгическим настроением. Вспоминался далекий 1956-й год, когда на сцене этого же зала возникла фигура Ива Монтана. Именно он первым после поднятия «железного занавеса» привнес в воздух нашей «оттепели» аромат всех тех свобод, что нам еще предстояло завоевать. Он говорил с нами от имени своего народа, с которым наш народ всегда связывали самые тесные духовные узы. Именно этому, пожалуй, в основном и был посвящен новый спектакль Светланы Безродной.

Сразу после увертюры, знаменитой A Paris, сыгранной «Вивальди-оркестром» и гостем из Франции, гитаристом-виртуозом Фредериком Белинским, последовала песня, которую после того памятного концерта Монтана написал Борис Мокроусов, один из самых ярких советских композиторов: «Когда поет далекий друг». Песня, исполненная впервые Марком Бернесом, улетела из Москвы в Париж, очень понравилась Монтану, и он пел ее долгие годы на французском. В спектакле Безродной ее исполнил Сергей Полянский на двух языках. На двух языках прозвучал, например, знаменитый романс Раймондо «Пиши мне», который в версии Аркадия Островского стал одним из самых любимых публикой номеров в репертуаре Изабеллы Юрьевой. Здесь его спела лауреат международных конкурсов Мари Карне. Или еще один подобный пример -- «Одинокая гармонь» Мокроусова на французском украсила репертуар Монтана и вернулась к нам опять-таки в двуязычной версии, представленной Василием Соловьевым-Седым-младшим.

То был вечер откровений и подлинных открытий. К числу последних относится, в частности, молодая певица Ангелина Сергеева, которая разделила в этом спектакле трон королевы французской песни с Мари Карне. Отменные вокальные возможности продемонстрировали театральные актеры: Александр Рагулин (РАМТ) и Ольга Ажажа (Театр киноактера).

Одно из наиболее ярких событий вечера -- участие в нем Фредерика Белинского, показавшего вместе со своим трио (две гитары и контрабас) несколько искрометных композиций в стиле джаз-мануш, а также блеснувшего в партнерстве с Безродной и ее оркестром в «Двух гитарах» в версии Азнавура и в знаменитых «Опавших листьях». Поразительная техника в сочетании с интересными импровизациями -- характерный почерк праправнука неистового Виссариона. Нельзя не сказать еще об одном участнике спектакля, Александре Ф. Скляре. Создатель группы «Ва-банкъ» вновь продемонстрировал качества по-настоящему большого артиста, например, в своей версии «Желтого ангела» Вертинского.

Первый спектакль из трилогии, задуманный Светланой Безродной к Году Франции в России, был отмечен не только яркими музыкальными, но и режиссерскими решениями, порадовал отменным вкусом автора проекта.

Фото ПАВЕЛ КОРБУТ

Василий ЖУКОВСКИЙ