«В прошлом году в Москве получили взятки 128 человек, дали 600 человек». Такие цифры приговоров по коррупционным делам назвала вчера председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, выступая с докладом на совещании столичной Фемиды, посвященном итогам 2009 года. По ее словам, в 50% этих дел речь шла о суммах взяток от 50 руб. до 5 тыс., и наказания были за них в основном условные, потому что за мздоимство меньше тысячи рублей «в тюрьму не сажают». Что касается субъектов получения взяток, то, как позже сообщила журналистам г-жа Егорова, примерно половина из них -- сотрудники милиции.
Кроме того, у председателя Мосгорсуда к «нашей любимой милиции» есть еще одна серьезная претензия. Она сообщила, что в прошлом году судами было рассмотрено 1200 уголовных дел по ст. 318 и 319 УК -- «применение насилия в отношении представителя власти» и «оскорбление представителя власти». Этими «представителями властей» были сотрудники милиции, которых побили или оскорбили злобные граждане. «Ситуация у нас с милицией очень тяжелая. Большинство ее сотрудников порядочные, честные люди. Но в семье не без урода. Сами работники милиции для того, чтобы составить себе «палки», рисуют эти 318 и 319 статьи об оскорблении милиционеров, в том числе нецензурной бранью. Какие они у нас стали нежные!» -- возмущалась г-жа Егорова.
Позже председатель Мосгорсуда пояснила журналистам, как была поражена, когда обнаружила, что мировые судьи рассматривают такое количество дел, относящихся к категории преступлений против порядка управления. «Все это реальные дела, я все их истребовала и все проверила. Оказалось, что они написаны, как под копирку, -- шел себе участковый по дороге, никого не трогал, и вдруг какой-то гражданин накинулся на него с нецензурной бранью, -- рассказала председатель Мосгорсуда. - Самое страшное, что люди приходят в суд и сознаются в содеянном. И мне уже сказали, что милиционеры сами потом за осужденных штраф платят. Зачем они это делают? Их и так ненавидят, а они еще подтверждают это такими делами. Это дает оценку работе милиции».
Единственное, что в данной ситуации утешает, как сказала г-жа Егорова, -- по таким делам крайне редко назначают наказание в виде реального лишения свободы. Один из таких приговоров, кстати, был вынесен позавчера Преображенским райсудом в отношении московского студента Всеволода Остапова. Он и несколько его друзей были жестоко избиты в ОВД «Сокольники». Но в действиях милиционеров состава преступления не нашли, зато г-н Остапов получил год условно за то, что
якобы напал на милиционера, ударил его и брызнул в лицо из газового баллончика.
Вчера же на коллегии МВД глава ведомства Рашид Нургалиев сообщил, что милиционеры все чаще становятся объектами нападений. По его словам, в прошлом году в подразделения собственной безопасности поступило 1111 обращений за государственной защитой и было возбуждено 54 уголовных дела в отношении угрожавших.
Претензии к милиции есть, как выяснилось, и у мэра Москвы Юрия Лужкова, которые он, как гость совещания судей, также высказал с трибуны. Правда, от него больше всего досталось миграционной службе. Градоначальник сообщил, что 46% всех преступлений в столице совершается «мигрантами», и какие бы квоты на приток иностранной рабочей силы ни устанавливали, они проблему не решат. «Дорогие товарищи! Сегодня система миграции сформулировала такую законодательную базу, при которой квоты ничего не значат, квоты только определяют потребности экономики, -- заявил мэр. -- В Москве 200 тыс. мигрантов по квотам, около 800 тыс. -- без. И эти 800 тыс. занимаются тем, что создают нам около половины всех преступлений. Обходные возможности допуска трудовых мигрантов низложили институт квот до нуля. Я сегодня же напишу Владимиру Владимировичу Путину, что его правильная политика миграционных квот дезавуирована миграционной службой».
Не обошлось вчера и без обсуждения одного из последних скандалов столичного масштаба, связанного
со сносом незаконных построек в поселке «Речник» на западе города и уже обрастающего уголовными делами и многочисленными ведомственными и прокурорскими проверками. В частности, в адрес судов высказывались претензии, что решения о сносе они принимали заочно. Ольга Егорова пояснила, что в самой процедуре рассмотрения дел в заочной форме, то есть в отсутствии ответчиков, ничего противозаконного нет. Однако проверка нескольких решений судов показала, что ответчики не были в надлежащей форме уведомлены о предстоящих заседаниях, и такие дела скорее всего будут отправлены на пересмотр.
«Весь мир мы насмешили с этим «Речником». Зачем было эти заочные решения принимать?» -- сердилась на нерадивых коллег председатель Мосгорсуда. И хотя столь масштабные споры в сфере земельных правоотношений в московских судах раньше никогда не рассматривались, в целом все принятые решения г-жа Егорова оценила как законные и обоснованные. И за это ее горячо благодарил вчера г-н Лужков. «Хочу поблагодарить Ольгу Александровну и Мосгорсуд за ту стойкость, которую они проявили по отношению к «Речнику», -- сказал мэр. По его словам, незаконное строительство может губительно сказаться на городе, как это уже произошло в Стамбуле и Риме, где стихийно и самостийно разросшиеся районы оказались не обеспечены инфраструктурой. «А в России количество случаев незаконного строительства бесконечное. Такая страна», --философски заключил градоначальник.
Воспользовавшись совещанием судей как удобным случаем, к мэру с трибуны обратился депутат Госдумы Владимир Груздев. Он посетовал, что уголовные наказания за преступления небольшой тяжести могли бы назначаться в виде обязательных и исправительных работ, но судьи вынуждены применять более суровые меры, поскольку рабочих мест для провинившихся не сыскать. «Наверное, здесь на нашу исполнительную публику большое влияние оказывает память о фильме «Операция «Ы», который показывает, как работают эти люди», -- ответил депутату Юрий Лужков.