Время новостей
     N°149, 18 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.10.2000
CD-MUSIC
Георг Фридрих Гендель. Оратория «Теодора». Оркестр и хор Gabrieli Consort & Players. Сюзан Гриттон, Робин Блейз, Сюзан Бикли, Пол Энью, Нил Дэвис. Дирижер Пол Маккриш. Archiv Production 3CD.

При жизни Генделя «Теодора», одна из его самых масштабных ораторий, с треском провалилась. Отдельные знатоки расхваливали ее на все лады, а простой люд упорно не хотел на нее идти. Гендель отреагировал на публику-дуру сакраментальной фразой: «В пустом зале музыка звучит лучше». Массы оценили «Теодору» по достоинству только в конце нашего века, и новая запись тому подтверждение. Пол Маккриш, один из самых известных в мире дирижеров -- проповедников аутентичного исполнения, с генделевской музыкой обращается строго, загоняя ее в рамки английской немногословности и скромности. Это, впрочем, ей не вредит, так как три часа неземной красоты и бьющего через край генделевского темперамента выдержать непросто. В «Теодоре», как и в предыдущих проектах, Маккриш работает со своей постоянной командой молодых певцов с Туманного Альбиона. Здесь есть чувственное оперное сопрано Сюзан Гриттон (Теодора) и мягкий инструментальный тембр контртенора Робина Блейза (ее возлюбленный Дидимус). На вторых ролях выступают бархатное меццо Сюзан Бикли и сладкоголосый лирический тенор Пол Энью, певец с фантастической техникой и не менее фантастическим обаянием. В общем, полный букет удовольствий.

Оливье Мессиан. Квартет на конец времени. Гил Шэхам (скрипка), Поль Майер (кларнет), Иан Ванг (виолончель), Мунг-Ва Чунг (фортепьяно). Deutsche Grammophon.

Самое известное сочинение Мессиана -- «Квартет на конец времени» -- записывается не так часто, как того заслуживает. Для записи нужны целых четыре первоклассных музыканта, которым нипочем ни головоломные ритмы, ни мудреные гармонии. Еще они должны дышать и чувствовать вместе -- иначе все обаяние «Квартета на конец времени», самой необычной эпитафии второй мировой войне, исчезнет. До сих пор трудно понять, как Мессиан, находясь в концлагере и создавая квартет, мог изображать звуками трубящих ангелов и поющих птиц... Участники этой записи понимают автора с полуслова, поэтому для них все технические трудности не имеют никакого значения. Они отдаляются от Апокалипсиса и ужасов войны, безраздельно посвящая себя романтической экспрессии и увлекая за собой слушателя. Противостоять трудно, да и не нужно.

Иззи. Ascolta. Арии из опер Гаэтано Доницетти, Жоржа Бизе, Лео Делиба, Джакомо Пуччини, народные песни. Virgin Records.

Иззи (Izzy) -- это не Iggy Pop и не Zi-Zi Top. Это вполне созревшая 25-летняя девушка с прозрачным голосом ребенка, которая на манер Николая Баскова пытается петь оперные арии на стадионе. Получается вполне мило: малышка Иззи что-то там шелестит под симфонический оркестр, ей подпевают милые бэк-вокалистки. Чудесно звучит в английском переводе соло половецкой девушки «Улетай на крыльях ветра» из «Князя Игоря». Название альбома -- Ascolta/Послушай -- взято из первой строчки пуччиниевской арии, которая опять же очень мила и невинна. Но наиболее колоритны народные песни из Нового Света -- сразу вспоминаются роскошные голливудские фильмы с Джоном Уэйном. Воспринимать серьезно эту запись не стоит, зато стоит купить ее из стратегических целей. Цель первая: приобщить к мировой классике, пусть и в таком препарированном виде, друзей, до этого с нею не знакомых. Цель вторая: Иззи можно ставить засыпающим детям в качестве колыбельной. Все польза.

Английские лютневые песни. Сочинения Джона Доуленда, Уильяма Лоиса, Джона Бэнистера, Джона Дэниела, Генри Перселла. Робин Блейз (контртенор), Элизабет Кенни (лютня). Hyperion Records.

Так уж получилось, что в одном обзоре контртенор Робин Блейз упоминается дважды. Впрочем, даровитый юноша этого вполне достоин. Если кому-то посчастливилось побывать на последних «Декабрьских вечерах», то одним из ярчайших впечатлений, несомненно, оказался как раз Робин Блейз, певший тогда баховские кантаты, -- милый парень с наивной улыбкой и чудесным голосом. Свой первый сольный диск он решил посвятить лютневым песням -- жанру весьма популярному в елизаветинской Англии, снискавшему успех как в салонах знатных вельмож, так и в домах добропорядочных буржуа. Это спокойное, сосредоточенное на своем внутреннем мире искусство все время перекликается с романтической эпохой, Шубертом и Вольфом -- в лютневых переборах струн и парящей вокальной мелодии кроется какая-то неуловимая грусть, ностальгия по чему-то идеальному, чего на самом деле нет. Робин Блейз -- плоть от плоти этой музыки, чувствующий ее на интуитивном уровне и обеспечивающий ей, вероятно, лучшее исполнение, какое только возможно. Лютня и контртенор хороши в тот момент, когда мир осточертел своими проблемами и вас замучили назойливые домочадцы. Лучшего способа уйти на несколько минут от суеты сует и представить себе нельзя.

Эти диски можно купить в магазинах: «Мелодия» (Новый Арбат, 22), «Пурпурный легион» (Новокузнецкая, 1), «Союз» (ЦУМ, 6-й этаж).

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ