|
|
N°29, 19 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чукотка в главной роли
Завтра будут вручены награды Берлинского кинофестиваля
Завершается 60-й Берлинский фестиваль. Сегодня пройдут премьеры последних конкурсных фильмов -- «Семьи» датчанки Перниллы Фишер Кристенсен и «Убийцы внутри меня» англичанина Майкла Уинтерботтома. И хотя в коллекциях обоих режиссеров есть уже призы Берлинале, думается, на этот раз вряд ли они окажутся в числе победителей.
А в среду в конкурсе состоялась премьера картины Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Обратим внимание на то, что фильму был предоставлен едва ли не лучший конкурсный слот -- вечерний сеанс под занавес фестиваля, когда уже пора подводить итоги, но пресса и дистрибьюторы еще не успели упаковать чемоданы. Замысел организаторов оправдался. Похоже, для юбилейного Берлинале фильм Попогребского станет тем самым долгожданным глотком воздуха, которым оказалось в свое время «Возвращение» Андрея Звягинцева для Венеции.
На чукотской метеостанции коротают нескончаемый полярный день двое мужчин. Один -- опытный полярник, «настоящий мужик», живое воплощение стойкости и долга (Сергей Пускепалис). Другой -- молоденький практикант с ветром в голове, который рассматривает полярную командировку как увлекательное приключение, прыгает по бочкам и слушает в плеере модную музыку (Григорий Добрыгин). Больше героев в фильме не появится, разве что медведь да фантастические чукотские пейзажи, скромно и достойно снятые Павлом Костомаровым. Только голоса звучат из старенькой рации. Эти голоса и сообщат практиканту трагическое известие о семье его начальника. По глупости паренек известие скроет, а когда все тайное станет явным, мы увидим двух мужчин в инопланетном пейзаже, готовых убить друг друга по непонятной, в сущности, причине.
Не могу сказать, что принадлежу к горячим поклонникам фильма. Если в двух словах, мне очень нравится, как рассказана эта история, нравятся хичкоковские нотки второй половины, производит впечатление негромкое, но мощное звучание северной природы, которое придает вибрирующую энергию всему кинематографическому повествованию. Но при этом мне в принципе непонятно, зачем эта история была рассказана и почему неразумное поведение двух несимпатичных людей на краю цивилизации должно представлять для меня какой бы то ни было интерес.
Но заключим эти сомнения в скобки. Потому что на этом Берлинале становится особенно ясно, с каким нетерпением все до одного фестивальные зрители (критики, прокатчики, фестивальные отборщики) ждут появления хоть чего-то нового и свежего на вытоптанной полянке артхауса. Ждут фильма, который выбивается из рамок артхаусного гетто и дает надежду на успех у сравнительно широкой публики. У фильма Попогребского есть потенциал. Международные фестивали выстроятся в очередь, а в Европе вероятен и успех в ограниченном прокате. Если жюри во главе с Вернером Херцогом отметит фильм призом (что при нынешнем раскладе кажется практически неизбежным), этот успех будет еще значительнее.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин