|
|
N°28, 18 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Не создавать себе врагов"
Политическая система заставляет Кремль трудоустраивать отставных губернаторов
Еще одному отставному губернатору, похоже, удалось подыскать должность во властных структурах. В СМИ появилась информация о том, что глава Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, полномочия которого на этом посту истекают 28 февраля, может стать аудитором Счетной палаты. Напомним, что 15 февраля депутаты региональной Думы единогласно одобрили кандидатуру нового губернатора -- Натальи Комаровой, которая была предложена на этот пост президентом Дмитрием Медведевым. Ожидается, что она вступит в должность 1 марта.
Вопрос о дальнейшем трудоустройстве бывших глав регионов становится исключительно актуальным в 2010 году, когда истекают полномочия целого ряда губернаторов, среди которых немало политиков ельцинского призыва. Один из самых популярных вариантов решения проблемы -- направить бывшего главу региона в Совет Федерации. Сенаторами от своих регионов стали бывший глава Орловской области Егор Строев, экс-губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко, бывший руководитель Самарской области Константин Титов, бывший глава Воронежской области Владимир Кулаков, экс-губернатор Смоленской области Виктор Маслов, бывший президент Северной Осетии Александр Дзасохов, бывший президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев. Совсем недавно в верхнюю палату из губернаторских кресел пересели бывший глава Свердловской области Эдуард Россель и экс-губернатор Волгоградской области Николай Максюта. Также ожидается назначение в Совет Федерации экс-президента Республики Коми Владимира Торлопова.
Из всех отставленных в последнее время губернаторов, пожалуй, только экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев недвусмысленно заявил о том, что никакой должности в компенсацию за утраченное кресло занимать не намерен.
По мнению российских политологов, опрошенных "Временем новостей", действующая политическая система заставляет Кремль искать способы трудоустройства отставных губернаторов. "Это попытка сохранить за человеком определенный статус, так как политические фигуры такого ранга сами собой представляют ресурс влияния в регионе, -- считает руководитель аналитического департамента Центра политтехнологий Татьяна Становая. -- Кремль заинтересован сохранять их востребованными, не создавать себе лишний раз врагов".
"Элементом политической культуры" называет традицию трудоустройства экс-губернаторов независимый политолог Дмитрий Орешкин. "Даже Егора Строева уводят в Совет Федерации, после того как были коррупционные скандалы в Орловской области, -- напоминает он. -- Но система своих не сдает, хотя может наказать того, кто не по чину берет. Из номенклатуры люди не уходят, если они не совершили смертельных преступлений перед командой. Это аналог кадровой политики мафии: если ты оказался неэффективным, тебя отодвигают на другое место, но не сдают, так как обиженные могут заговорить".
В российских реалиях существует теоретический риск того, что "обиженный" государственный муж переквалифицируется в "несогласного". Так случилось с экс-премьером, а ныне одним из лидеров нелегальной оппозиции Михаилом Касьяновым. Конечно, трудно представить себе Эдуарда Росселя или Егора Строева выводящими народ на несанкционированный митинг. Однако г-н Орешкин оговаривается, что "это умные люди, они найдут способ сделать больно". Как правило, губернаторы, уходя, сохраняют множество рычагов влияния в регионе, связи с местными политическими и бизнес-элитами -- этого вполне достаточно, чтобы осложнить жизнь федеральному центру.
Немаловажно и то, что в условиях отсутствия выборности губернаторов федеральный центр, снимающий и назначающий глав регионов, в какой-то мере берет на себя ответственность за их судьбу. "Происходит нечто вроде торга, -- отмечает г-н Орешкин, -- человеку выдвигается список претензий, некоторые из которых чреваты возбуждением уголовных дел, после чего он выдвигает свои условия ухода". Таким условием может быть сохранение власти в регионе за преемником или выгодная должность.
Наконец, как отмечает Татьяна Становая, "в любом случае нового лидера надо ввести в курс дел, помочь адаптироваться в регионе, представить элитам". Если экс-губернатор недоволен условиями своего ухода от дел, "напряженные отношения будут мешать новому главе войти в должность". "В реальности уходит не только руководитель, но и вся его команда, -- оговаривается эксперт. -- И если бы статус уходящего главы не поддерживался бы федеральным центром, процессы могли бы быть более разрушительными для жизни региона".
Наталья РОЖКОВА