Время новостей
     N°27, 17 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.02.2010
Крестный день календаря
Годовщина принятия православия на Руси может стать государственным праздником
В российском календаре, богатом на разного рода праздники и памятные даты, может появиться еще один «красный день» -- День крещения Руси. Годовщину судьбоносного решения, принятого киевским князем Владимиром в X веке, предлагается отмечать 28 июля. Соответствующие поправки в закон о «О днях воинской славы и памятных датах России» вчера в числе прочего стали предметом рассмотрения на заседании президиума правительства. Законопроект презентовал министр культуры Александр Авдеев. Как поясняет пресс-служба кабинета министров, поправки в закон о памятных датах были разработаны Минкультом во исполнение поручений президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина, данных ими в августе прошлого года. Учитывая санкцию, поступившую с самого верха, можно не волноваться за исход рассмотрения законопроекта в Госдуме и Совете Федерации. «Финансирование расходов на проведение мероприятий, посвященных указанной памятной дате, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, -- поясняется в сообщении, опубликованном на официальном сайте правительства. -- Величина расходов будет определена в ходе бюджетного планирования на 2011 и последующие годы с учетом подготавливаемых федеральными органами исполнительной власти мероприятий». Впрочем, надеяться на то, что годовщина принятия православия станет нерабочим днем, пока не следует.

Заметим, что на соседней Украине день крещения Руси официально отмечается уже в течение двух лет. Новый праздник был введен в 2008 году указом Виктора Ющенко, причем в названии памятной даты заметно желание «приватизировать» события более чем тысячелетней давности -- праздник именуется «Днем крещения Руси-Украины» (хотя само слова «Украина» появилось не ранее XVI века). В каждом обращении г-на Ющенко по поводу годовщины крещения говорилось о необходимости создании единой поместной украинской церкви, независимой от Москвы.

В свою очередь РПЦ, считающая историческую территорию Киевской Руси своим единым и неделимым каноническим пространством, стала инициатором включения дня памяти святого князя Владимира в число государственных праздников. В июне позапрошлого года такое решение принял Архиерейский собор, прошедший в Москве под председательством тогдашнего патриарха Алексия II. Собор постановил в день памяти князя Владимира, отмечаемого 28 июля (15 июля по старому стилю), совершать богослужение по уставу великого праздника. Тогда же было принято обращение к властям России, Украины и Белоруссии «с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».

Заметим, что 28 июля лишь с очень большой натяжкой можно считать днем, когда следует отмечать годовщину принятия христианства восточными славянами. В этот день Русская церковь отмечает не день крещения Руси, а день памяти крестителя -- святого равноапостольного князя Владимира. Причем это отнюдь не день рождения Красного Солнышка -- точная дата появления на свет будущего просветителя Руси историкам неизвестна (большинство считают, что он родился «около 960 года»). Князь Владимир Святославич начал официально почитаться как святой не ранее XIII--XIV веков. Есть версия, что начало этого почитания может быть связано с победой новгородского войска под руководством князя Александра над шведами в Невской битве (за что полководец и получил прозвище Невского) -- произошло это 15 июля (или 28 июля по новому стилю) 1240 года.

Что же касается самого крещения Руси, чье тысячелетие широко отмечалось в 1988 году, то это событие имеет еще более условную временную привязку. Согласно историческим источникам, еще в 60-х годах IX века древнерусские князья Аскольд и Дир с боярами и дружинниками были крещены в Киеве епископом, посланным константинопольским патриархом Фотием. В 950-х годах в Царьграде приняла крещение княгиня Ольга, жена князя Игоря и бабка Владимира Святославича. Историк Василий Татищев утверждал, что киевский князь Ярополк Святославич, родной брат Владимира, также «проявлял симпатию» к христианству -- заметим, что он был убит варягами по приказу своего брата Владимира Святославича, будущего святого, а тогда «правоверного» язычника.

Сам же князь Владимир согласно «Повести временных лет» (написанной гораздо позже, в начале XII века) был крещен в 6496 году от сотворения мира, т.е. примерно в 988 году от рождества Христова. И уже после этого духовенство, направленное константинопольским патриархом, устроило массовое крещение киевлян в Днепре. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий -- например, в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Михаил МОШКИН