Время новостей
     N°27, 17 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.02.2010
Холостой выброс
Российские фигуристы не дотянули до пьедестала
Ледовый дворец «Коллизеум», где проходят олимпийские соревнования по фигурному катанию, в день финала спортивных пар был переполнен. Интерес к турниру подогревался не только рейтингом этого вида спорта, но и воспоминаниями о грандиозном скандале, произошедшим на Играх в Солт-Лейк-Сити. В центре внимания тогда оказались две спортивные пары -- российская Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, а также канадцы Жами Сале и Дэвид Пелетье. Небеспочвенные обвинения в адрес судей привели к тому, что впервые в истории этого вида спорта под давлением общественности и решением жюри оба дуэта получили по комплекту золотых медалей. Горячая тема не могла не всплыть и на этой Олимпиаде.

Тем более что на этот раз канадские фигуристы, которые несколько лет назад завершили спортивную карьеру, выступили в роли телекомментаторов. Накануне нынешних соревнований Сале и Пелетье говорили о том, что они особенно горды, что стали катализаторами введения новых правил судейства, которые теперь можно назвать объективными. А на вопрос о том, кто, по их мнению, выиграет Олимпиаду в Ванкувере, однозначно высказались за китайцев, призеров предыдущих Игр Шэнь Сюэ и Чжао Хунбо.

В своих прогнозах канадцы не ошиблись. Именно за «золотом» двукратные бронзовые призеры Игр Шэнь -- Чжао и вернулись в олимпийский сезон. После туринской Олимпиады они сделали перерыв, сыграли свадьбу, родили ребенка, выступали в ледовом шоу, и этот вид деятельности, по мнению Тамары Москвиной, сделала пару более уверенной, раскованной и артистичной.

В отличие от опытных китайцев, для которых Олимпиада-2010 стала четвертой по счету, российские участники впервые опробовали олимпийский лед. Это обстоятельство накладывало отпечаток на выступления. Положение осложнялось и тем, что даже при самом благоприятном раскладе, положа руку на сердце, ни одна из двух лидирующих отечественных пар Юко Кавагути -- Александр Смирнов, Мария Мухортова -- Максим Траньков не являлись безоговорочными претендентами на награды высшего достоинства. Ученики Тамары Москвиной, хотя и стали чемпионами на недавнем первенстве Европы в Эстонии, не дотянув до лучшего результата сезона китайцев какие-то несколько баллов, все-таки не выглядели столь уверенно, как те. Фактурная пара Мухортова и Траньков грешила нестабильностью. Кроме того, спортсмены не скрывали, что приехали в Ванкувер психологически надломленными после эстонского первенства. По мнению Мухортовой и Транькова, в Таллине судьи намеренно занизили им оценки за прокат короткой программы.

Но самое обидное, что если бы в Ванкувере Кавагути и Смирнов, занимавшие третье место после первого вида, чисто откатали произвольную программу, то имели все шансы опередить Алену Савченко и Робина Шолковы из Германии. Немецкую и российскую пару на тот момент отделял минимальный разрыв, и этот балл с небольшим реально отыгрывался.

После соревнований тренер дуэта Тамара Москвина не стала анализировать причины поражения, предоставив право журналистам поразмышлять над этим. Судя по тому, как развивались события, можно предположить, что наставник пары изначально решила сделать ставку не на риск, а на безошибочный прокат -- Олимпиада не поле для экспериментов. Первоначально заявленный в протоколе четверной выброс сальхов должен был сыграть роль «психологической атаки» -- заставить немецких соперников занервничать. И этот план сработал. Правда, отчасти. Савченко и Шолковы действительно дрогнули -- партнер упал на прыжке. Но в тот момент это уже ничего не решало, поскольку до этого и без четверного выброса Юко Кавагути сорвала два прыжка.

Во время последнего падения было четко видно, что у спортсменки вылетел плечевой сустав. Она встряхнула рукой, чтобы вставить его на место. Кстати, подобное случалось с нашей японкой уже не в первый раз, но фигуристка предпочитает об этом не распространяться. После соревнований на осторожный вопрос, как рука, она испытующе взглянула на журналистов и ответила: «В порядке».

Рассчитывать на второе место при таком прокате произвольной программы россиянам было проблематично. Чтобы зацепиться за первую тройку, оставалось уповать лишь на ошибки второй китайской пары Пан Цин -- Тун Цзянь, числившиеся четвертыми в промежуточном протоколе. Но они-то как раз и выстояли. Откатали вторую программу настолько чисто и уверенно, что опередили даже соотечественников, и по сумме двух видов стали серебряными призерами. А Кавагути и Смирнов опустились на четвертое место.

После бурных дебатов и споров в пресс-центре -- журналисты, пишущие о фигурном катании, независимо от национальности, люди эмоциональные -- все сошлись в одном, что судейство на этой Олимпиаде в этом виде было объективным. Произвольную программу Шэнь -- Чжао нельзя назвать идеальной, были помарки, в частности, на вращениях, но запас баллов после первого соревновательного дня позволил им сохранить за собой первую строчку. Второй китайский дуэт прыгнул выше головы, выиграл произвольную программу и поднялся на две позиции вверх. Савченко и Шолковы ошиблись на втором прокате и откатились на третье место. А россияне, увы, прокатились мимо пьедестала.

Выйдя к журналистам, Александр Смирнов натужно улыбался со слезами на глазах. Говорил, что им элементарно не хватило опыта выступления на Олимпиаде и что все еще впереди -- будут готовиться к следующей. Появившуюся чуть позже партнершу сначала атаковали японские журналисты. Но вряд ли новоиспеченная россиянка могла им объяснить, что она переживает в этот момент. Как сказала спортсменка, единственным ее желанием является отправиться домой, к маме. Наверное, чтобы выплакать всю эту горечь. Ведь для участия в Играх Кавагути пожертвовала очень многим. Переехала в Россию, поменяла гражданство. И ощущала гораздо больший психологический прессинг, нежели ее партнер. Японская спортсменка должна была оправдать надежды тренера, родителей, свои, японцев, россиян. Такое напряжение, естественно, способен выдержать не каждый.

Что касается второй российской пары Мухортова и Траньков, то после неудачного первого дня они лишили себя шансов на медали. Как и говорил их тренер Олег Васильев, для успешного выступления на Играх его подопечным не хватило года. Но эта Олимпиада уже позади, и главное, чтобы трио -- Васильев, Мухортова, Траньков продолжили работать дальше.

Несколько лет назад на чемпионате Европы в Загребе в беседе с корреспондентом «Времени новостей» Максим Траньков рассказал о судьбе своего отца, занимавшегося конным спортом. Дважды отбирался тот на Олимпиады, и дважды по объективным причинам туда не попадал. Отчасти это стало трагедией для родителя, и Максим мечтал сделать то, что не удалось отцу. «После моего падения в короткой программе, когда я закончил кататься, то сразу представил отца, его лицо, реакцию и даже чуть не заплакал, -- признался Траньков. -- Мне было обидно не за себя, а за то, что я не оправдал его надежд. Но при всем том я все-таки стоял на олимпийском льду. И надеюсь, что папа счастлив хотя бы потому, что в отличие от него я участвовал в Играх».

Ольга ЕРМОЛИНА, Ванкувер
//  читайте тему  //  Олимпиада-2010