|
|
N°26, 16 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Валерий Силаков: Мы готовились к высоким скоростям
Серебряный призер Игр-2006 российский саночник Альберт Демченко остался без медалей, финишировав четвертым на олимпийской трассе в канадском Уистлере. По сумме заездов россиянин уступил всего три сотых секунды двукратному олимпийскому чемпиону итальянцу Армину Цоггелеру, который завоевал «бронзу». Победителем Игр-2010 стал немец Феликс Лох. «Серебро» у его соотечественника Давида Меллера.
После трагедии с 21-летним грузинским спортсменом, случившейся в первый день Игр, организаторы соревнований приняли решение о переносе стартов на более низкую точку. Это обеспечивало большую безопасность участникам, но лишало лидеров, в том числе и Демченко, ряда преимуществ. После турнира главный тренер сборной России Валерий СИЛАКОВ ответил на вопросы корреспондента «Времени новостей» Ольги ЕРМОЛИНОЙ.
-- Валерий Николаевич, ваши комментарии по поводу последнего дня соревнований и выступления Демченко на этих Играх.
-- В последнем заезде Альберт ехал относительно неплохо, особенно по сравнению с первым заездом вчерашнего дня. Вчера был очень утомительный день, и то, что соревнования перенесли с места мужского старта на женский, пошло нам не на пользу. С более высокого старта Альберт во всех заездах шел первым, вторым, показывал здесь самую высокую скорость. Но что случилось, то случилось. Будем готовиться к Сочи.
-- А Демченко уже говорил с вами на эту тему, он останется в спорте?
-- У него была такая мысль. Тем более что здесь он выступил не так, как мог бы. Мы планировали завоевать в Ванкувере медаль хорошего достоинства, но не получилось. Спорт есть спорт.
-- Можно ли было подать протест в связи с переносом места старта?
-- Нет, потому что решение было принято организаторами и жюри соревнований. Случилась трагедия, и в этой ситуации, видимо, они перестраховались со всех сторон.
-- В официальном заявлении было сказано, что причиной трагедии явилась ошибка, допущенная спортсменом.
-- Но если спортсмен сам допустил ошибку, то для чего тогда было городить такие высокие и длинные дополнительные защитные заборы вдоль трассы, спускать мужчин на женский старт? Мне кажется, что в этом есть некое противоречие. Если бы трасса была в порядке, то организаторы бы продолжали проводить соревнования с мужского старта.
-- Но ведь трасса была принята официальными лицами, высказывались тогда какие-то нарекания?
-- Полтора года назад, когда трасса была принята в эксплуатацию, президент Международной федерации санного спорта Йозеф Фендт направил официальное письмо в Международный олимпийский комитет, в котором указывалось, что трасса очень скоростная. Глава федерации написал, что он категорически против такого повышения скоростей, потому что в Уистлере они значительно превышают те, которые показывали спортсмены раньше. Фактически это на грани человеческих возможностей, беря во внимание тот факт, что спортсмены управляют санями только за счет своего тела. Если учесть, что на Олимпийские игры приезжают саночники разного уровня подготовки, то это чревато негативными последствиями.
Нечто подобное происходило и в Турине. Там даже отменяли Кубок мира, поскольку на крутых виражах сразу несколько спортсменов серьезно травмировалось. Помню, что на соревнованиях постоянно дежурили не две машины скорой помощи, а шесть. И тогда также делалась дополнительная защита.
-- Почему тогда это письмо не возымело действия?
-- Думаю, что организаторы кичились тем, что построили такую скоростную трассу, пока не случилась трагедия. Сейчас их пыл поугас.
-- Как вы думаете, после всего случившегося будут ли введены какие-то ограничения?
-- В правилах пока нет ограничений скорости. Но те специалисты, которые проектировали канадскую трассу, предполагали, что расчетная скорость с мужского старта составит 130 км, а тут получилось, что Альберт проехал со скоростью более 152 км/ч.
-- Правильно ли будет сказать, что перенос старта и, как следствие, сокращение дистанции лишили Демченко преимуществ и заставили в спешном порядке перестраивать тактику заездов?
-- Последние два года мы готовились к высоким скоростям, и вся наша методика специально была построена на этом.
-- А что сыграло ключевую роль в победе немца Лоха -- техника или универсальная подготовка?
-- Все вместе. Немцы проводят у себя 80% соревнований. У них есть четыре санно-бобслейные трассы, за счет чего они имеют возможность готовиться более качественно. Плюс несколько стартовых эстакад с различными профилями и уклонами. То есть спортсмен может стартовать с любой точки, пробовать, экспериментировать, поэтому он и становится более приспособленным и вариативным.
В России фактически нет ни одной трассы. Та, что построили в Парамонове, можно сказать, не существует. Лед там начинают делать в ноябре, а готовиться к сезону следует уже в сентябре. В этом году мы ждали, но так и не дождались льда. И с простоем в пять дней в октябре уехали тренироваться в Норвегию.
Что касается техники, то это самый главный вопрос. Я неоднократно беседовал на эту тему с нашим министром спорта Виталием Леонтьевичем Мутко и говорил, что если мы не сможем организовать подготовку саней для членов российской сборной команды, как это было в СССР, то получим большие проблемы. В советские времена работали несколько лабораторий в институтах, в том числе лаборатория механики МГУ с аэродинамической трубой, которые оказывали большую помощь сборной по санному спорту. Сейчас же в этом вопросе мы существенно отстали от конкурентов. Например, немецким саночникам помогает фирма БМВ в Мюнхене. Там они пользуются такой трубой. От этого никуда не уйдешь, поскольку сани -- технический вид спорта.
-- Есть ли пути решения проблемы?
-- Мы уже договорились с ректором МГТУ, и до Олимпиады в Сочи они будут нашими партнерами в изготовлении спортивных саней. Купить этот снаряд нигде нельзя. Спортивные сани делают индивидуально под каждого спортсмена. Какие-то детали покупаются за рубежом, к примеру, в этом году для Демченко мы заказывали обтекатель в Чехии на заводе спортивных лодок. Но собирают сани сам Альберт и наш механик Александр Иванович Васин. Это ручной товар, на котором смело можно писать «Сделано в России». Только одни сделаны в гараже города Братска, другие в Красноярске, третьи под Москвой...
Последние годы показывают, что всего этого недостаточно. Чтобы конкурировать с соперниками, надо иметь совершенную технику, необходимы современные материалы, технологии, высокоточные станки. Не надо ждать, когда до Сочи останется год, а уже сегодня, после завершения этой Олимпиады, начинать серьезную подготовку. У нас достаточно талантливых спортсменов, которые могут реально претендовать на награды во всех видах. Но, еще раз повторяю, нужна помощь серьезного предприятия, ученых, разработчиков и, если хотите, политическая воля.
-- В этом году у нашей сборной возникали финансовые проблемы при подготовке к Олимпиаде?
-- Нет. Министерство выделяло нам все необходимые средства. Если говорить о неудачном выступлении наших мужчин в Ванкувере, то дело не в деньгах. Еще раз говорю, что если бы не опустили старт, мы бы боролись за медаль, хотя в спорте нет сослагательного наклонения.
|