Время новостей
     N°25, 15 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.02.2010
Добыча для переработки
«Русснефть» рассчитается с долгами за счет «Системы»
Как сообщили «Времени новостей» в АФК «Система», в Федеральную антимонопольную службу компанией была подана заявка на приобретение 49% акций «Русснефти». В корпорации отмечают, что решение антимонопольщиков о правомочности такой покупки по закону должно быть вынесено в ближайшие тридцать дней, однако ни сумму сделки, ни возможные сроки ее завершения пока не раскрывают. Тем не менее, по мнению экспертов, получение добывающих активов является очень выгодным для главы АФК Владимира Евтушенкова, уже контролирующего существенные перерабатывающие мощности башкирского ТЭКа.

Интерес к покупке доли в «Русснефти» АФК «Система» проявила еще в ноябре прошлого года. Однако уже в декабре г-н Евтушенков заявлял о том, что корпорация не намерена устанавливать полный контроль над компанией «Русснефть», которая только в начале текущего года фактически вернулась к своему прежнему владельцу -- Михаилу Гуцериеву. «Мы не хотим приобретать ни 100%, ни контрольный пакет, мы хотим приобрести только миноритарный пакет -- до 49%», -- говорил Владимир Евтушенков. Напомним, что, по некоторым данным, еще порядка 2% бумаг компании может достаться Сбербанку, оставшиеся же акции сохранит за собой г-н Гуцериев. Впрочем, некоторые из опрошенных «Временем новостей» экспертов не исключили, что уже тогда принципиальное решение о необходимости такого приобретения было принято. «Любые сделки подобного рода должны проводиться в тишине. В противном случае велика вероятность, что договоренности вообще не будут достигнуты. А покупка 49% «Русснефти» «Системой» могла бы иметь большое значение для обеих компаний», -- отметил аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. Он пояснил, что сделка, если она будет совершена, позволит достичь неплохого синергетического эффекта. С коллегой соглашается и начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров: «Помимо очень удобной логистики, компании смогли бы эффективно дополнять друг друга: добывающие активы «Русснефти» (21 предприятие добывает примерно 17 млн тонн нефти в год) будут в полной мере обеспечены переработкой за счет «Башнефти» (собственные месторождения которой крайне истощены), а последняя в свою очередь получит стабильные поставки сырья». По словам Дмитрия Лютягина, это позволило бы создать крупную вертикально интегрированную компанию, которую впоследствии можно было бы продать с хорошей премией.

В то же время на пути к завершению выгодной для обоих контрагентов сделки существует и ряд препятствий. Прежде всего это касается значительных долгов «Русснефти» (порядка 193 млрд руб.). Об этом еще в конце декабря открыто заявлял и г-н Евтушенков: «Это означает, что мы не собираемся консолидировать себе этот долг, а собираемся с партнером обеспечить такую эффективную работу, чтобы этот долг сокращать». «Решение «Системы» о покупке только 49%, а не контрольного пакета, возможно, связано и с тем, что при всей привлекательности выстраивающейся схемы с операционной точки зрения сохраняется проблема долговой нагрузки и ее финансирования», -- отметил Дмитрий Александров. Впрочем, по его же словам, если единая структура все же будет создана, то ввиду высокой эффективности обоих входящих в нее элементов основную часть задолженности можно будет сократить уже в ближайшие четыре года.

Впрочем, сделка должна быть еще одобрена на правительственном уровне. Дело в том, что среди прочих активов «Русснефти» в списке ее запасов имеется и стратегическое Варьегонское месторождение. Напомним, что именно оно стало препятствием для покупки «Русснефти» структурами Олега Дерипаски. В качестве покупателя со стороны бизнесмена выступала зарубежная компания En+. В результате после двух лет рассмотрения заявки «Базэла» правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций согласия на сделку не дала. «В нынешней же ситуации, контроль остается в руках российских бизнесменов, поэтому никаких вопросов возникнуть не должно», -- подытожил Дмитрий Лютягин.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ