|
|
N°25, 15 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не «Жилец»
Новая картина Романа Поланского на Берлинском кинофестивале
Если буквально, то «Писатель-призрак», а если по смыслу, то «Литературный негр», -- так переводится на русский название нового триллера Романа Поланского The Ghostwriter. Но лучше, наверное, все-таки буквально, тем более что присутствие самого Романа Поланского было призрачным. Фильм включен в конкурс, премьера состоялась, Юэн Макгрегор и Пирс Броснан провели пресс-конференцию, а Роман Поланский по-прежнему находится под домашним арестом в Швейцарии, ожидая решения по поводу экстрадиции в США. Именно оттуда он и руководил монтажно-тонировочным периодом. Трудно сказать, как вся эта история повлияла на фильм в целом, но, как минимум, у зрителей появился лишний повод посмеяться. Когда в одной из сцен адвокаты убеждают британского премьер-министра ни в коем случае не покидать США, так как в Европе ему угрожает судебное преследование, зал разражается понимающим хохотом.
Новый триллер Поланского снят по английскому бестселлеру, который в свою очередь списан с реальной жизни. История британского премьера, завербованного ЦРУ, недвусмысленно намекает на Тони Блэра. Это, без сомнения, обеспечит фильму успех у левой европейской аудитории, но фирменного саспенса, который Поланский демонстрировал в «Жильце» или «Неистовом», не ждите. В конце концов, когда разгадкой триллера становится тот факт, что британский государственный деятель на протяжении всей карьеры принимал решения в интересах США, это вызывает скорее зевоту, чем приятное волнение.
Зато 76-летний режиссер по-прежнему прекрасно владеет профессией. По-хорошему старомодная хичкоковская атмосфера в сочетании с неожиданными юмористическими микрогэгами превращает фильм в добротное развлечение для любителей кино. Во всяком случае сценка, в которой премьер в бешенстве крушит мобильный телефон, а тенью идущий за ним охранник аккуратно подбирает обломки, больше расскажет о жизни высших эшелонов власти, чем описания политических интриг и происков заокеанской разведки.
Вторым классиком в конкурсе открывшегося в прошлый четверг Берлинале стал Мартин Скорсезе, представивший свою четвертую картину с Леонардо Ди Каприо. «Остров проклятых» -- это также триллер, также экранизация, и также далеко не лучшее творение своего создателя. Это оммаж старым фильмам категории «Б», снятый с размахом, который Дон Сигел или Сэм Фуллер никогда не могли себе позволить. Действие происходит в начале 50-х. На дворе -- золотой век «нуара» и предчувствия горячей войны. А в тюремной психушке на уединенном острове творится что-то неладное, и если шериф в исполнении Ди Каприо не разгадает загадку, с острова ему, похоже, не выбраться.
Выносить оперную, нарциссистскую режиссуру Скорсезе на протяжении двух часов -- дело нелегкое. Вместо брутальной энергии дешевых «нуаров» 50-х нам преподносят какие-то изнеженные видения Людвига Баварского. Зато разгадка не подвела и частично оправдала оперную бутафорию затянувшейся первой части. Я ее, разумеется, вам не скажу, но поверьте, она достойна занять место на футболке со спойлерами, полюбившейся продвинутым киноманам (там представлен список разгадок любимых фильмов с неожиданными концовками -- типа «преступник -- хромой» или «а Брюс Уиллис на самом деле мертвый»).
Кажется, программа Берлинале в этом году скомпонована удачнее прежних. Плохих и средних фильмов не стало меньше, но даже не лучшие картины больших режиссеров, показанные в начале фестиваля, дают повод для разговоров и размышлений. А на этой недели будем ждать по-настоящему хорошее кино, которое организаторы традиционно приберегают напоследок.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин