|
|
N°24, 12 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российский источник французских убытков
Renault потерял из-за «АвтоВАЗа» 370 млн евро за прошлый год
Владение 25-процентным пакетом акций «АвтоВАЗа» принесло французской автомобильной группе Renault в прошлом году 370 млн евро убытка, в 2008 году потери от этого актива составляли 117 млн евро. В целом же чистый убыток Renault по итогам 2009 года равен 3,07 млрд евро против 599 млн евро прибыли годом ранее. Половину убытка -- 1,56 млрд евро -- принесли, в частности, Nissan (902 млн евро) и Volvo (301 млн евро, Renault принадлежит 20% акций). Впрочем, во втором полугодии 2009-го ситуация стала выправляться: убытки Renault сократились до 356 млн евро. Выручка же французского автопроизводителя в прошлом году уменьшилась на 10,8%, до 33,7 млрд евро, говорится в отчетности концерна.
Renault приобрел блокпакет «АвтоВАЗа» в начале 2008 года почти за 1 млрд долл. по курсу на момент совершения сделки. Компания подумывала расширить свое присутствие на российском рынке, и перспектива владения акциями «АвтоВАЗа» должна была в этом помочь, но помешал финансовый кризис. Общие потери Renault от сделки с «АвтоВАЗом» уже превысили 1 млрд евро.
В начале октября прошлого года премьер-министр Владимир Путин попытался выставить своеобразный счет акционерам «АвтоВАЗа». Он напомнил, что правительство выделило автогиганту первый транш в размере 25 млрд руб., чтобы не размывать пакеты акционеров. Средства были внесены в качестве имущественного взноса в госкорпорацию «Ростехнологии», которая затем предоставила заводу беспроцентную ссуду на эту сумму. Тогда премьер предложил западным партнерам совместно поддерживать автогигант, отметив, что в противном случае их доля будет размыта за счет новых субсидий, без которых заводу не выжить. В начале ноября руководство Renault сообщило, что не намерено больше вкладывать средства в предприятие.
Тем не менее в ходе визита Владимира Путина в Париж 26 ноября акционеры автогиганта подписали меморандум о намерениях, по которому каждый из акционеров внесет свою лепту в развитие автозавода. Ожидается, что «Ростехнологии» (контролирует 25% акций «АвтоВАЗа») увеличит долю за счет допэмиссии акций предприятия, участвовать в которой будет и Renault-Nissan (его вклад -- 240 млн евро в виде оборудования и технологий от Renault и 60 млн евро от Nissan). В результате допэмиссии будут размыты доли «Тройки Диалога» (сейчас 24,82%) и миноритариев. Размер участия Renault в капитале «АвтоВАЗа» будет окончательно определен к марту. Ранее власти предложили концерну увеличить долю в российском автогиганте, но ответа пока не получили. Руководство французского автопроизводителя говорило, что и так довольно размером своего пакета в российском активе.
Насколько повлияет смена собственника на финансовое состояние «АвтоВАЗа», сказать сложно. Пока ни субсидии, ни госпрограммы особо не помогли автогиганту. В начале февраля президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил журналистам, что чистый убыток компании в 2009 году по сравнению с 2008-м существенно увеличился: «Понятно, что будет существенный убыток, больше, чем в 2008 году, и несколько больше, чем по итогам трех кварталов (2009 года. -- Ред.)». Однако к концу нынешнего года, отметил он, компания рассчитывает вывести операционную прибыль в ноль, а показатель EBITDA -- на уровень 4,5 млрд рублей.
Renault прогнозирует, что в 2010 году условия для отрасли останутся тяжелыми, но отказываться от участия в судьбе российского актива не намерен. В прошлом году Renault продал в России более 72 тыс. машин, нарастив свою долю рынка на 1,3 процентного пункта, до 5%. Достичь этого удалось во многом за счет успеха модели Logan, ставшей самой популярной среди всех продающихся в стране иностранных брендов.
Ирина ЦЫРУЛЕВА