|
|
N°24, 12 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Голубые гитары
Крис Ри выступил в Кремле
Несколько лет назад английский певец, гитарист и автор песен Крис Ри выступал в Москве с тем, что считалось прощальным туром. Теперь, когда он, попрощавшись, вновь вернулся, это не выглядит дешевым рекламным трюком. Да это трюком и не было. Тем более дешевым.
Крис Ри сильно болел, перенес несколько операций на желудке. В свое время он говорил, что-де, находясь под обезболивающими, видел многих блюзменов прошлого, а придя в себя, решил, что шлягерами своими два десятилетия зарабатывал хорошие деньги для разных хороших людей (менеджеров, рекорд-компаний и прочих необходимых искусству трудяг) и пора с этим завязывать. В смысле об искусстве подумать.
Главное искусство для Криса Ри -- блюз. Блюз он знает и любит весь, от Дельты до Чикаго, плюс британские модификации. Еще застал эпоху true-рока, конец 70-х. Тогда вышел его дебютный альбом с отличным хитом Fool (If You Think It's Over). Крис Ри снискал известность в Европе и Штатах, но до СССР его слава дошла, наверное, все-таки позже. «Наш» Крис Ри -- это все-таки Road to Hell, On the Beach, Josephine. Клипы, демонстрируемые в ночных программах, и сборники лучших хитов на польских кассетах и вообще непонятно чьих пиратских компакт-дисках.
Да кому я это рассказываю! Крис Ри из тех артистов, о которых журналист может написать «его представлять не надо». И будет свободен на целый рабочий день.
Примерно то же можно сказать о кремлевском концерте. Что могло быть представленным на выступлении Криса Ри в 2010 году? Известные наизусть хиты плюс новые песни (в последние годы Крис Ри сочиняет более блюзовый, «аутентичный», как ему кажется, материал). Примерно так и было.
Аншлаговый концерт начался выходом Пола Кейси -- ирландца из группы Криса Ри. Кейси спел под акустическую гитару несколько песен собственного сочинения. Нормально: приятный фолк-рок. Зал слишком большой для такого -- в клубе было бы самое оно. Но публика приняла и проводила барда ласково. Проводила, и тут вдруг объявили... антракт. Вот это эксклюзив: антракт после разогрева. Публика ведь и поостыть может либо, наоборот, перегреться в буфете. Здесь скорее было второе: народ опаздывал. Придя, узрел висящие голубые гитары и разрисованный задник (на самом деле не разрисованный: это экран, на котором картинки все время менялись). Музыканты кучкуются на середине сцены. Камерная атмосфера.
Начали со старой песни Sweet Kiss. Вскоре переходят к Josephine, вспоминают Looking for the Summer. Аранжировки немного другие. Голос, растапливающий женские сердца (так дамы говорят, а что у них тает от музыки -- бог весть), звучит жестковато и грубовато. Скорее с песком, чем с перцем. Но все равно замечательно, ни с кем не спутаешь. И группа, конечно, безумно профессиональная. Лабают как под метроном. И звук винтажных гитар. Приятно слушать. Не знаю, насколько это все ценит публика. По-моему, у публики с Крисом Ри консенсус: мы тебе даем возможность поиграть в блюзмена, посолировать в свое удовольствие, ты для нас вспоминаешь старые шлягеры, которыми зарабатывал деньги для разных хороших людей. Ты немолод и не так бодр, да и наши 80-е давно прошли, кто бы там что ни говорил. А посмотреть друг на друга хочется. Так что Крис Ри, которого никто и никогда не считал выдающимся гитаристом, самозабвенно солирует. Делает это здорово и от души. Ему как гитаристу есть что сказать.
Другой вопрос -- кому.
Александр БЕЛЯЕВ