|
|
N°24, 12 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Премьер рулит
Владимир Путин перезапустил российский автопром
Вчера глава правительства России Владимир Путин в очередной раз посетил Набережные Челны. Премьер-министр каждый раз приносит в регион добрые вести: то обнародует программу поддержки автопрома, то, как это было вчера, привезет соглашение о создании совместного предприятия «Соллерс» и FIAT, которое станет вторым в России по количеству выпускаемых машин после многострадального "АвтоВАЗа".
Обычно, приехав в Набережные Челны, премьер сразу направлялся на КамАЗ, но в этот раз первым объектом, на котором побывал г-н Путин, стал другой автомобильный завод -- компании «Соллерс». Генеральный директор компании Вадим Швецов уже не в первый раз знакомит главу федерального правительства с работой заводов своей компании: перед Новым годом Владимир Путин побывал на производстве, созданном в Приморье. Вчера премьер-министру продемонстрировали готовые модели FIAT, которые уже производятся на заводе в Набережных Челнах, -- Linea и Doblo, а также показали работу нескольких цехов.
Но главное, зачем г-н Путин приезжал в Набережные Челны, -- подписание меморандума о создании совместного предприятия по производству легковых автомобилей и внедорожников в России. Предполагается, что в случае успешной реализации этого проекта на российском авторынке появится второй крупнейший игрок. Предполагается, что совместное предприятие будет выпускать девять новых моделей различных классов, при мощности до 500 тыс. автомашин в год, из которых не менее 10% планируется поставлять на экспорт, целевой уровень локализации рассчитывается не менее 50%, включая производство двигателей и коробок передач, а также создание технопарка по производству автокомпонентов, начало работы завода -- 2012 год.
Выступая на небольшом совещании с участием главы FIAT Серджио Маркиони и руководителей «Соллерс», Владимир Путин напомнил, что в 2009 году государство опосредованно поддержало российский автопром и «Соллерс», в том числе направив на закупку автомобилей для государственных и муниципальных нужд 5,7 млрд руб., софинансируя автокредиты и субсидируя железнодорожные тарифы на перевозки. Чтобы итальянцы не слишком завидовали, г-н Путин обещал помощь и СП: «Мы в текущем году не только намерены продолжить программы государственной поддержки автопрома в целом, но готовы подставить плечо и вашему проекту, в том числе и с использованием средств в наших крупнейших банках с государственным участием».
Как ожидается, общие вложения в проект, в том числе в создание производственных мощностей по выпуску автомобилей, а также инвестиции в НИОКР, достигнут 2,4 млрд евро. Как отметил г-н Путин, на закупку оборудования предполагается направить свыше 1 млрд евро, при этом около 600 млн евро должно быть истрачено на приобретение оборудования итальянского производства, «что в условиях кризиса будет, безусловно, очень серьезной поддержкой и приведет к зримым результатам нашей кооперации».
«Соллерс» и FIAT уже подготовили свои предложения по господдержке своего детища: привлечение долгосрочного финансирования на 2,1 млрд евро сроком до 15 лет с субсидированной процентной ставкой, правительственный грант в 100 млн евро на разработку нового автомобиля класса С. Владимир Путин подтвердил, что принял предложения к сведению, и их одобрение весьма вероятно. Не зря же премьер привез с собой в Татарстан глав ВЭБа и ВТБ Владимира Дмитриева и Андрея Костина, которые в случае участия в финансировании проекта могут стать миноритарными акционерами СП.
После подписания документа (Владимир Путин внимательно наблюдал, как подписи поставили Вадим Шевцов и Серджио Маркиони) премьер отправился на КамАЗ. Там он сразу же попал на другую церемонию -- подписывалось соглашение между ОАО «КамАЗ» и «Даймлер Тракc Даймлер АГ» о намерениях сторон по основным условиям развития стратегического сотрудничества. В сделке примет участие и Европейский банк реконструкции и развития, Daimler приобретает 5% совместно с банком, и на долю ЕБРР придется 4. Таким образом, доля Daimler в КамАЗе увеличится с нынешних 10 до 11%, а доля продающей компании -- «Тройки Диалога» -- уменьшится с 44 до 39%. Доля «Ростехнологий» пока остается неизменной -- 37,8%, но, вполне вероятно, ненадолго. В пику «Тройке Диалогу», которая, кажется, твердо намерена избавляться от автомобильных активов, государство намерено наращивать свое присутствие в этом бизнесе. «Государство в виде компании «Ростехнологии» в ближайшее время может укрепить свои позиции в компании КамАЗ. Не исключаю, что будет и увеличен пакет «Ростехнологий» в КамАЗе. Мы эту возможность рассмотрим в самое ближайшее время», -- заявил премьер в кратком поздравительном слове после церемонии. Также в присутствии премьера было подписано несколько государственных контрактов о поставке автотехники между КамАЗом и силовыми ведомствами на общую сумму 10 млрд рублей.
Напоследок Владимир Путин успел пообщаться с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, покидающим свой пост. Г-н Путин также встретился со знаменитой профессиональной командой «КамАЗ-Мастер», бьющей рекорды по числу побед на знаменитом ежегодном ралли "Дакар".
Юлия МИРОНОВА