|
|
N°117, 04 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судья сказал смерти «нет»
Нью-йоркский федеральный судья постановил, что смертная казнь противоречит конституции США. На данном этапе это решение мало что изменит, но оно вписывается в нынешнюю тенденцию. В первых числах сентября в Манхэттене начинается процесс Алана Киньонеса и Диего Родригеса, которые обвиняются в том, что в июне 1999 года подвергли пыткам и зверски убили полицейского информатора Эдди Сантьяго, помогавшего властям разоблачить банду торговцев наркотиками. Восемь их подельников признали себя виновными в обмен на смягчение наказания. Прокуратура намеревалась требовать для Киньонеса и Родригеса смертной казни.
Однако федеральный судья Джед Ракофф (на снимке), в 1995 году назначенный на эту пожизненную должность президентом Клинтоном, еще в апреле дал понять, что считает смертную казнь противоречащей конституции и что официально объявит ее таковой, если прокуратура не представит ему к 15 мая убедительных доказательств обратного. Два года назад Ракофф прославился тем, что рассматривал иск, возбужденный против популярного музыкального сайта MP3.com (судья решил спор в пользу истца -- фирмы Universal Music). Сейчас он занимается иском федеральной комиссии по ценным бумагам против проштрафившейся корпорации WorldCom. Свои возражения против высшей меры он обосновывал рядом академических исследований, показывавших, что ей неоднократно подвергались невинные люди.
Критики предъявили к этим исследованиям серьезные претензии, а федеральная прокуратура заявила, что они основаны на несостоятельной методологии, но Ракофф непоколебим. Прежде всего он опирался на исследование, проведенное группой ученых Колумбийского университета под руководством профессора права Джеймса Либмана.
Среди прочего ученые подсчитали, что с 1973 по 1995 год в Америке казнены всего лишь 5% убийц, приговоренных к высшей мере. Получается, что смертной казни в США слишком мало, а не слишком много. Но Ракоффа вдохновил не этот раздел исследования, а самое нашумевшее его открытие: за подотчетный период две трети смертных приговоров были по разным причинам отменены апелляционными инстанциями. В тех случаях, когда состоялся повторный суд, 7% обвиняемых были оправданы вчистую.
Противники смертной казни торжествующе указывают на эту статистику и говорят, что такой процент судебных ошибок совершенно неприемлем и что если бы не апелляционная инстанция, эти люди могли бы умереть безвинно. Их оппоненты столь же торжествующе замечают, что эта статистика демонстрирует две вещи: во-первых, 93% приговоренных были все-таки виновны, а во-вторых, система проверки и утверждения смертных приговоров действует отменно и вовремя выявляет судебные ошибки.
Но Ракофф слушал первых, а не вторых. Как заметил судья, в результате анализа ДНК, вошедшего в криминологический обиход в течение последнего десятилетия, оправданы 12 человек, уже находившихся в камере смертников. Кто знает, какие еще научные методы появятся в будущем и, возможно, обелят новых приговоренных, заявил Ракофф, но если их к тому времени уже казнят, это делу не поможет. Поэтому судья твердо вознамерился официально провозгласить высшую меру противоречащей конституции США, и представленные прокуратурой контрдоводы его не разубедили.
Сверкая через очки своими голубыми глазами, седобородый 58-летний судья патетически заявил, что смертная казнь «равносильна санкционированному государством убийству невинных людей». На этой стадии его решение относится лишь к делу Киньонеса и Родригеса, которых Ракофф уже вырвал из рук палача, хотя их процесс начнется лишь через два месяца и теоретически может закончиться их оправданием. Но если это решение поддержит апелляционная инстанция, где его собирается опротестовать прокуратура, то оно предотвратит федеральные казни в штатах Нью-Йорк, Коннектикут и Вермонт. Решение судьи не влияет на суды в тех 38 штатах Америки, где существует смертная казнь и где смертников неизмеримо больше, чем на федеральном уровне, на котором казни крайне редки, потому что большинство дел об убийстве слушается в штатах.
С 1976 года, когда Верховный суд восстановил в США смертную казнь, в отдельных штатах ей подверглись 784 человека, а на федеральном уровне -- всего двое, в том числе тираноборец Тимоти Маквей, взорвавший федеральное здание в Оклахома-Сити. В штатах казни дожидаются около 3700 человек, а в федеральных тюрьмах -- 25.
Даже если апелляционный суд, как ожидают, отменит решение Ракоффа, оно проторило дорогу для будущих противников смертной казни и наложилось на недавнее решение Верховного суда, отменившего высшую меру для умственно недоразвитых убийц. Американские противники смертной казни усматривают ласкающую им глаз тенденцию.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк