Время новостей
     N°23, 11 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.02.2010
Иран теряет доверие
Москва выступает за продолжение ядерных переговоров
Сегодня в Иране отмечают 31-ю годовщину Исламской революции. 11 февраля 1979 года был свергнут режим шаха Мохаммада Реза Пехлеви, к власти пришли революционеры во главе с аятоллой Рухоллой Мусави Хомейни.

Нынешний праздник проходит на фоне обострения противостояния между Тегераном и Западом из-за спора вокруг иранской ядерной программы. На днях президент Махмуд Ахмадинежад поручил иранским атомщикам начать работы по обогащению урана до уровня 20%. Это позволило Западу вновь обвинить Тегеран в намерении разработать ядерное оружие. Иран эти обвинения отрицает и утверждает, что занят развитием атомной энергетики. Однако вчера президент США Барак Обама не исключил ужесточения санкций против Тегерана.

В Москве полагают, что вопрос о введении санкций стал более актуальным. Об этом вчера заявил замглавы МИДа Сергей Рябков. Он подчеркнул, что «решение Ирана самостоятельно обогащать уран подорвало доверие к характеру его ядерной программы». Высокопоставленный дипломат считает, что «санкции -- это не решение проблемы», заметив, что их «навязывают западные страны». Москва хотела бы сохранить возможность для переговоров, придерживаясь «сбалансированной позиции». Сергей Рябков заявил: «Необходимо искать пути для того, чтобы через дипломатическое вовлечение Ирана можно было бы снять озабоченности, которые есть у международного сообщества в связи с его ядерной программой».

«Ядерная программа для Ахмадинежада -- «священная корова». Для него важно, чтобы мир в конечном итоге признал способность Ирана создать ракетно-ядерное оружие», -- сказал «Времени новостей» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. По его мнению, Ахмадинежад выставляет в глупом свете поведение России, «ведь всякому становится ясно, что она не может благотворно повлиять на Иран». Эксперт полагает, что «рано или поздно у России терпение кончится, несмотря на то, что Иран для Москвы выступает как важная ниша, где она еще может играть роль посредника».

Свою озабоченность стремлением Ирана самостоятельно обогащать уран высказал и Евросоюз. Это решение «заставляет еще больше усомниться в мирном характере иранской ядерной программы», -- заявила Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон.

Не исключено, что Ахмадинежад уступит и все же согласится на разработанную в октябре прошлого года схему МАГАТЭ, передав примерно 70 % накопленного в стране низкообогащенного урана для дообогащения в России и последующего изготовления во Франции ядерного топлива. «Если это произойдет, то Ирану может быть предоставлен некий режим благоприятствования. Грубо говоря, Тегерану за это заплатят. А если он доведет Запад до истерики, то будет очень плохо, потому что план удара по Ирану существует и в США, и в Израиле. Не следует забывать и про Саудовскую Аравию, которая в этом вопросе полностью солидаризируется с Западом», -- заметил в беседе с «ВН» г-н Малашенко.

Ядерный кризис сопровождается усиливающимся давлением иранской оппозиции на власть Ахмадинежада, его обвиняют в тирании и деспотизме. Оппозиционеры требуют демократических преобразований, сегодня они собираются выйти на демонстрацию. В декабре 2009-го во время столкновений демонстрантов с силами безопасности восемь человек были убиты. Минувшим летом противники власти вышли на улицу, протестуя против результатов прошедших 12 июня 2009 года президентских выборов, которые они посчитали сфальсифицированными. «Оппозиция внутреннему курсу Махмуда Ахмадинежада в Иране очень серьезная, -- сказал «Времени новостей» Алексей Малашенко. -- Поэтому нельзя исключать, что режим может смениться».

Борис КАЙМАКОВ