|
|
N°24, 12 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чтобы она ехала
Президент толкает бизнес на путь инноваций
Очередное заседание президентской комиссии по модернизации, которое Дмитрий Медведев провел вчера в Томске с участием представителей крупного частного бизнеса, обошлось без скандалов. Как известно, в декабре г-н Медведев обсуждал инновационное развитие страны с руководителями госкомпаний, настоятельно попросив их не путать инновации с обычным выпуском более современной продукции. Крепко досталось тогда главе «Ростехнологий» Сергею Чемезову, который попытался было ответить президенту, г-н Медведев заявил, что его собственные слова «сразу в граните отливаются», и дискутировать тут не о чем.
Вчера разговор с частными предпринимателями г-н Медведев начал как раз с того, что по поводу внедрения инноваций у него «есть рычаг» воздействия на госкомпании, а вот «частный бизнес не принято вызывать на ковер». Но из последующих слов сразу стало ясно, что именно на «ковер» предпринимателей и пригласили в Томск. Президент подчеркнул, что у бизнеса существует ответственность перед обществом, поскольку «все представленные компании получили государственную поддержку на разных этапах своего роста». Он припомнил бизнесу и первичное распределение собственности, и получение гарантий и налоговых преференций, и даже уровень госзакупок продукции. Отлитыми в гранит прозвучали слова о том, что в кризис государство помогло бизнесу «не утратить признаки конкурентоспособности» и даже «не бросило на произвол судьбы».
Президент заявил, что инновационный спрос «директивным порядком создать невозможно», и после такого вступления стало ясно, что с приглашенных на заседание гг. Алекперова, Вексельберга, Дерипаски, Евтушенкова, Лисина, Мордашова, Прохорова, Рашевского, Фридмана и других впредь будут строго спрашивать и за уровень инновационного развития, и все-таки за предъявленный ими спрос на инновации.
Основной доклад, с которым на совещании выступил глава «Роснано» Анатолий Чубайс, лишь подтвердил, что уровень инвестиций в инновации в России непозволительно низок. А вот бизнес-показатели по линии «государственный/частный» выглядит неоднозначно. Финансирование НИОКР со стороны частных компаний вдвое ниже, чем у государства, а эффективность ниже у последнего. Оживление вызвала приведенная г-ном Чубайсом цифра, отражающая уровень производительности труда в России по сравнению с США, он составляет 29,5%. Глава «Роснано» сообщил, что в 1990 году аналогичный показатель у СССР и США составлял 29,4%. Так что, резюмировал Чубайс, обманывать себя не надо.
Анатолий Чубайс, который вчера выступал скорее как государственный деятель, чем как глава государственной корпорации, заявил, что в России не только низкий уровень инноваций, но и плохая структура экономики, где недостаточно высокотехнологичных отраслей -- их практически нужно создавать с нуля.
План действий, изложенный г-ном Чубайсом, был так четок и прост, что и его вполне можно было бы «отлить в граните». Уже в феврале, считает он, нужно сформулировать критерии, по которым государство готово оказывать поддержку инновационным проектам, в апреле отобрать лучшие из представленных бизнесменами проектов, в июне утвердить на заседании комиссии индивидуальные меры поддержки (в первую очередь речь идет о софинансировании) и уже в октябре обобщать результаты практики. В дальнейшем такую процедуру можно повторять ежегодно, запустив своего рода «инновационный конвейер». Первые десять проектов могут (в интонации г-на Чубайса -- должны) к 2015 году дать объем производства инновационной продукции в 100--200 млрд руб., а «конвейер» к тому же сроку принесет 0,5--1 трлн руб. годового выпуска.
Впрочем, оказалось, что у этого плана есть один серьезный изъян, и сам г-н Чубайс это признал. В случае, если проект не увенчается успехом в виде прибыли, то из-за использования бюджетных средств, которые будут предоставлены в виде софинансирования, у бизнесменов наверняка возникнут проблемы: «Прокуратура, Счетная палата и все вытекающие вещи».
Дмитрий Медведев признал, что тут есть проблема, и бизнес действительно несет разные риски при реализации проектов фактически венчурного характера, но спросил у г-на Чубайса, в чем тот видит решение. «Я не готов сейчас дать ответственную позицию, поскольку это очень серьезная тема, но одну вещь я хотел бы предложить -- чтобы хотя бы на уровне позиции руководства страны, на уровне вашей позиции будет заявлено, что такого рода проекты могут завершиться результатом, а могут и не завершиться. Само по себе это будет тоже очень значимым в наших условиях. В случае если проекты не завершились результатом, нужно иметь в виду, что бизнес тоже вкладывал деньги», -- переложил г-н Чубайс ответственность за решение деликатного вопроса на главу государства.
Г-н Медведев ответил, что правильно было бы разработать критерии, которые позволят оценить, почему тот или иной проект не увенчался успехом, но бизнес не должен быть несправедливо обижен: «Если я взял у государства рубль и вложил свой рубль, наверное, я пострадал так же, как государство», -- поставил он себя на место предпринимателей.
«С такой позицией можно продвигаться дальше», -- удовлетворенно откликнулся г-н Чубайс. И предложил уже конкретные меры: нацелить Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на содействие развитию инновационных предприятий при вузах (требуется профинансировать этот фонд) и поддержать инновационные компании, желающие провести IPO на спецплощадке ММВБ (требуется профинансировать расходы таких компаний на подготовку к размещению).
Президент, казалось, был разочарован такими маленькими запросами и без комментариев передал слово главе группы «Онэксим» Михаилу Прохорову. Впрочем, его запросы оказались еще скромнее.
Г-н Прохоров рассказал, что его группа была создана менее трех лет назад (обстоятельства, способствовавшие этому, он не стал пояснять), и с тех пор успешно развивает инновации в самых разных сферах. Так, входящая в «Онэксим» компания «Полюс Золото» реализует выработку драгоценного металла полного цикла и обладает уникальной технологией очистки золота путем биовыщелачивания. 85% фабрик, входящих в «Полюс Золото», не уступают лучшим мировым стандартам, добавил бизнесмен.
Инновационным оказался и медиабизнес г-на Прохорова. Как известно, в созданный им холдинг «ЖиВи!» входят проекты «Сноб.», «Русский пионер» и «Ф5». Инновационность этих проектов, пояснил бизнесмен, выражается в том, что контент создается в соавторстве журналистами и их аудиторией. Михаил Прохоров не стал скрывать, что «соавторами» являются и некоторые присутствующие в зале, напротив, он сказал, что ему это «очень приятно». И действительно среди участников заседания были такие авторы «Русского пионера», как Владислав Сурков, Аркадий Дворкович, Михаил Фридман и даже, по некоторым данным, Натан Дубовицкий. Скорее всего до сих пор они не подозревали, что способствуют инновационному развитию России именно путем сотрудничества с журналом.
Глава «Онэксима» рассказал о своих проектах «Новый городской автомобиль» и «Новый город». Город Михаил Прохоров собирается построить не просто так, а как транспортный узел в стороне от Москвы, через которую идет гигантский поток грузов, не связанных с потребностями столицы. Градостроительные планы бизнесмена не вызвали вопросов у Дмитрия Медведева, а вот о новом автомобиле он побеспокоился. Г-н Прохоров рассказал, что будущий инновационный автомобиль «можно сравнить с тем, что делает Apple с iPhone»: он сможет работать и на бензине, и на сжиженном природном газе, будет весить не более 700 кг, причем в 2--2,5 раза по сравнению с нынешними автомобилями снизится количество узлов и деталей. Этот продукт, сказал бизнесмен, принципиально изменит всю существующую инфраструктуру автомобилестроения.
Г-н Медведев как опытный пользователь iPhone откликнулся замечанием, что Apple «накручивает такие приложения, которые блокируют работу самого устройства», а потому от машины г-на Прохорова требуется, «чтобы она у вас ехала в конце концов».
Бизнесмен закончил свой доклад словами о том, что деньги у «Онэксима» есть, и никакой финансовой помощи от государства ему не нужно. Президент решил уточнить -- действительно ли г-ну Прохорову ничего не нужно. Оказалось, что все-таки нужно, и как раз для того, чтобы его новый автомобиль в конце концов смог поехать. «Нужно, как только будет выпущен автомобиль, упрощение стандартов сертификации и сигнал к развитию рынка СПГ», -- сказал Прохоров. И хотя власти уже несколько лет мучаются, пытаясь послать такие сигналы, г-ну Медведеву было вчера нетрудно пообещать такую поддержку.
На заседании выступили также глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, Владимир Евтушенков («Система»), Юрий Мильнер (DST), Сергей Борисов из ОПОРЫ и другие.
Но принципиально важным должен был стать доклад вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина о мерах стимулирования инновационного бизнеса, в том числе налоговых. Предваряя его выступление, Дмитрий Медведев даже пошутил в том смысле, что налоговое стимулирование -- это не то, чего обычно ждут от г-на Кудрина, но все-таки призвал предпринимателей не удивляться. Но министр все-таки удивил всех.
Алексей Кудрин начал с того, что процитировал дневниковую запись основателя Томского политехнического университета, в стенах которого и заседала комиссия, своего знаменитого предшественника Сергея Витте. «Сегодня я снял деньги с броненосца и отдал их на учреждение Томского университета», -- записал царский министр финансов. В этой цитате, очевидно, заключалась нехитрая историко-идеологическая параллель, свидетельствующая о том, что участники заседания, избрав путь инновационного развития, идут по стопам лучших сынов России. И ради этого действительно можно было пожертвовать мнением многочисленного и влиятельного сообщества тех, кто живет благодаря строительству «броненосцев», тем более что их на вчерашнем заседании не было.
Для выхода российской экономики на новую ступень инновационного развития, сообщил г-н Кудрин, требуется гигантскими шагами наверстывать инвестиционный процесс, доведя его до 14 трлн руб. ежегодно. «Сейчас, включая 2009 год, объем инвестиций в основные фонды в России достиг фактически 8 трлн руб. в год. Это примерно 20% ВВП -- на этом уровне мы держимся последние несколько лет. Чтобы нам пройти быструю модернизацию, нам нужно в год инвестиций примерно до 30% ВВП», -- обрисовал цель г-н Кудрин.
Бюджетные вливания и налоговые льготы достичь этого не помогут -- требуется участие бизнеса, которому в свою очередь требуются макроэкономическая стабильность, низкая инфляция и наличие развитой финансовой инфраструктуры. Эти выводы ничуть не отличались от обычных заявлений г-на Кудрина о приоритете экономической стабильности.
Однако затем министр финансов едва ли не с болью в голосе сам изложил то, что представители бизнеса и Минэкономразвития доказывают Минфину уже не первый год: высокая ставка ЕСН -- тяжелейшее бремя для инновационных предприятий, где основную часть расходов составляет оплата труда сотрудников. Для таких предприятий г-н Кудрин считает возможным применять льготную ставку социальных отчислений -- не 34%, а 14%. На повестке дня -- определение перечня критериев тех компаний, которые достойны такой льготы. Правда, из слов министра можно было сделать вывод, что обыкновенный высокотехнологичный бизнес в сфере, например, разработки программного обеспечения вряд ли будет таким критериям соответствовать, а вот малые инновационные предприятия при вузах, созданные по принятому недавно по настоянию Дмитрия Медведева закону, получат льготы наверняка. Позже в закрытой части совещания председатель совета директоров компании Digital Sky Technologies (совладелец Facebook) Юрий Мильнер заявил о необходимости распространить льготу и на «интернет-проекты». Президент, по словам источника «Времени новостей», эту идею поддержал. Однако есть все основания предполагать, что с такой формулировкой соответствовать критериям г-на Кудрина будет трудно.
Министр финансов назвал и другие меры, предлагаемые или предпринимаемые правительством, но президент Медведев счел нужным прокомментировать лишь слова Сергея Витте. «Я надеюсь, что мы при этом не будем отказываться от броненосцев», -- заметил он, добавив, что задачи развития инноваций и обороноспособности «нужно решать параллельно».
Примером «параллельности», пожалуй, можно считать Томский электромеханический завод им. Вахрушева, который Дмитрий Медведев посетил перед совещанием. Завод, который ведет разработки в области производства редукторов для электромоторов, вентиляторов для шахт и метро и др., производит с довоенных лет еще и отбойные молотки. Разумеется, с тех пор они сильно эволюционировали. И, как заметил один из собеседников «Времени новостей», «если раньше главным инструментом инженера была кувалда, то отбойный молоток -- это большой шаг вперед; следом должен быть беспроводной молоток».
Впрочем, пути модернизации бывают неисповедимы. Вчера тема создания в России суперкомпьютеров не получила освещения, но буквально накануне заседания комиссии в Томске пришло известие из Омска: там в филиале Института математики им. Соболева Сибирского отделения РАН открылся суперкомпьютерный центр коллективного пользования. Как известно, власти буквально очарованы амбициозной идеей массового создания суперкомпьютеров -- до такой степени, что не сильно ломали голову над тем, какие задачи ставит современная российская экономика перед этими аппаратами, решили, что при наличии инструмента найдется и сфера его применения (пока что самые масштабные задачи предъявили атомщики). Омский суперкомпьютер, как рассказал РИА Новости директор филиала Валентин Топчий, будет моделировать распространение загрязнений в атмосфере, структуры кристаллических дисперсных наноматериалов, использоваться для создания методов и компьютерных программ для управления трубопроводными системами. А первым делом ученые рассчитали на нем математическую модель распространения туберкулеза среди двухмиллионного населения города с точностью до одного человека. Впрочем, оценить качество результатов этого эксперимента, как выяснилось, довольно трудно.
«Российские ученые давно работают над созданием математической модели распространения туберкулеза, есть даже защищенные диссертации на эту тему», -- рассказала «Времени новостей» руководитель отдела организации противотуберкулезной помощи НИИ фтизиопульмонологии Елена Богородская. Но в том, что машина может рассчитать число больных с точностью до одного человека, г-жа Богородская сильно сомневается. По ее словам, для действительно точного расчета необходимо сначала очень тщательно обследовать 100% жителей населенного пункта и выявить не только всех больных, но и всех инфицированных. Только при таких исходных данных (плюс поправка на особенности местной системы здравоохранения: например, какой процент больных вылечивается, сколько из них первичных) можно говорить о получении действительно точных результатов от использования суперкомпьютера. «Времени новостей» стало известно, что в омском туберкулезном диспансере о разработке, представленной Валентином Топчим, пока ничего не слышали. Тем не менее врачи надеются, что точно разработанная модель может помочь фтизиатрам в организации плановых медицинских осмотров населения.
Неизвестно также, учел ли омский суперкомпьютер такие непредсказуемые данные, как, например, поведение погоды. Специалисты обращают внимание, что сильный мороз останавливает распространение палочки Коха, а в регионах Западной Сибири сейчас установились серьезные холода. При этом, говорят врачи, если в помещениях города наблюдается скученность и затхлость, то заражение возможно именно там. Безусловно, никакой скученности и затхлости в работе президентской комиссии вчера обнаружено не было.
Андрей ДЕНИСОВ, Томск, Галина ПАПЕРНАЯ