Время новостей
     N°22, 10 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2010
Со своей нефтью
Chevron и «Казмунайгаз» помогут «Транснефти» определиться с трубопроводами
В создаваемом «Транснефтью» холдинге для конкурентных проектов трубопроводов Бургас--Александруполис и Самсун--Джейхан появятся новые участники. К проекту подключатся Chevron и «Казмунайгаз», сообщил президент «Транснефти» Николай Токарев. Обе компании являются крупнейшими поставщиками нефти в Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), от которого напрямую зависят оба альтернативных проекта. Окончательный же выбор, по словам г-на Токарева, будет сделан к середине года.

О намерении объединить два конкурирующих друг с другом проекта в холдинг г-н Токарев сообщил еще в середине января. Решение объяснялось тем, что в такой конструкции будет проще определить их судьбу. По словам президента «Транснефти», все стороны «отнеслись к идее с интересом». Как известно, главная цель обоих проектов -- разгрузить пролив Босфор и Дарданеллы, через который ежегодно транспортируется порядка 110 млн тонн нефти (Самсун--Джейхан соединяет побережья Черного и Средиземного морей по территории Турции, а Бургас--Александруполис -- через Болгарию и Грецию).

Проект трубопровода Самсун--Джейхан, в котором на начальном этапе участвовали только итальянская Eni и турецкая Celik Holdings, существует еще с 2005 года. Строительство началось только в этом году, трубу протяженностью 555 км планируется уложить параллельно существующим транспортным магистралям, в частности вдоль Баку--Тбилиси--Джейхан. Однако реализация проекта шла крайне медленным темпами, поскольку он не был обеспечен нефтяными ресурсами. В октябре прошлого года Самсун--Джейхан наконец получил полноценные гарантии развития: тогда в Милане российская правительственная делегация под руководством вице-премьера Игоря Сечина подписала со своими итальянскими и турецкими коллегами совместное заявление по нефтепроводу, а Eni и Celik подкрепили его меморандумом о взаимопонимании с «Траснефтью» и «Роснефтью». Уже тогда г-н Сечин заявил, что в проекте могут появиться и третьи стороны, чьи нефтяные ресурсы будут задействованы в заполнении трубы.

Между тем в 2007 году был создан консорциум для строительства трубопровода Бургас--Александруполис, где Болгарии принадлежит 24,15%, Греции -- 24,71%, а остальные акции распределены между «Транснефтью», «Газпром нефтью» и «Роснефтью». Однако будущее проекта, сроки запуска которого не раз сдвигались, уже более года под вопросом. Заминка объясняется отсутствием четко выраженной позиции по нему у Болгарии, которая отказалась от финансового участия в консорциуме.

Оба проекта напрямую зависят от каспийской нефти, которая будет поставляться по КТК, который является оператором нефтепровода Тенгиз--Новороссийск, соединяющего месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. С этим проектом также все складывалось не слишком удачно: более года понадобилось, чтобы окончательно согласовать расширение трубы, которое было необходимо для заполнения идущих в обход пролива нефтепроводов. После выхода из КТК компании BP, которая была против увеличения его мощности и продала свою долю ЛУКОЙЛу, среди акционеров остались правительства России (31%) и Казахстана (19%), а также нефтяные компании Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), LUKARCO B.V. (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%) и другие.

По словам экспертов, участие в создаваемом «Траснефтью» холдинге компаний Chevron и «Казмунайгаз» необходимо для гарантии поставок нефти. «Теперь все стороны будут работать вместе, поэтому это гораздо облегчит выбор между альтернативными проектами», -- сказал «Времени новостей» аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров. Однако, по его словам, шансы проекта Бургас--Александруполис, от которого «Транснефть» так окончательно и не отказалась, крайне малы. «По проекту Самсун--Джейхан есть политическое решение, которого нет у проекта Бургас--Александруполис, так что его шансы представляются гораздо предпочтительнее», -- полагает эксперт.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ