|
|
N°23, 11 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Навоз газу не помеха
Владимир Путин пообещал странам Балтийского моря экологически чистый газопровод
Вчера премьер-министр Владимир Путин принял участие в Саммите действий по Балтийскому морю в Хельсинки. Основной задачей главы российского правительства в очередной раз стало убеждение коллег -- действия по строительству активно лоббируемого Россией газопровода Nord Stream не повредят экологии. От двусторонних встреч с главой Литвы Далей Грибаускайте, а также президентом и премьер-министром Финляндии Тарьей Халонен и Матти Ванханеном (г-н Путин общался с финскими руководителями по отдельности -- с премьером в кулуарах саммита, с президентом -- в резиденции главы государства) ждали не только обмена мнениями по теме саммита. В результате первая встреча российского премьера и литовского президента ничем существенным не запомнилась, зато общение с финскими коллегами не обошлось без упоминания чувствительного для Хельсинки лесного вопроса.
На саммит в столицу Финляндии собрались главы Швеции, Литвы, Латвии, премьеры Норвегии, Дании, представители Польши, Германии и, как ни странно, Белоруссии. Перед визитом источник в российском правительстве рассказал, что финская сторона уделяет большое внимание этому мероприятию. Поэтому финское руководство просило высших российских чинов не пренебрегать приглашением и поддержать идею «формирования обязательств по защите природной среды Балтийского моря».
В повестку саммита организаторы вынесли безусловно важные для региона вопросы -- эвтрофикации (зарастание водорослями водной среды), обеспечение безопасности судоходства, поддержание биоразнообразия акватории Балтики. На стенах Конгресс-холла, где проходил саммит, организаторы устроили проекции анимационных картинок -- рыбка с подбитым глазом, с бумажным стаканом на голове. Видимо, в представлении финнов грустные рыбки должны были символизировать проблемы Балтийского моря.
От российского премьера ждали прежде всего заявлений по "Северному потоку". Выступление Владимира Путина предусмотрительно было запланировано организаторами на вторую половину дня, но совместное фотографирование перед началом пленарного заседания (которое организаторы умилительно назвали Family Photo) все же прошло с опозданием на пятнадцать минут. Кстати, получив материалы к саммиту, российские журналисты с удивлением отметили, что г-на Путина предлагалось поставить во второй ряд фотографирующихся. Но на церемонии это недоразумение исправилось -- по приглашению коллег он расположился в центре первого ряда между президентом Финляндии Тарьей Халонен и королем Швеции Карлом ХVI Густавом.
Хозяин саммита финский премьер-министр Матти Ванханен, открывая планарное заседание, заявил, что на данном этапе важно принять политические решения.
Владимир Путин в своем выступлении пошел дальше, активно призывая коллег встать на защиту Балтийского моря: «Нужно воплотить заботу в реальные дела. Балтика не пустой звук, не отвлеченное географическое понятие, Балтика всегда объединяла, кормила людей». Премьер обратил внимание, что из десяти особо проблемных зон Мирового океана семь приходится на Балтийский регион, а значит, перед прибалтийскими странами стоят более масштабные задачи: «Решая эти задачи, нужно учитывать как интересы собственного народа, так и соседей, и, конечно, Россия с этих позиций подходит к своим крупным инфраструктурным проектам». Глава российского правительства перешел к главной цели своего приезда в Хельсинки -- газопроводу Nord Stream. «Не могу не сказать о проекте, который так эмоционально и широко обсуждался», -- г-н Путин в очередной раз с нескрываемой интонацией легкого недовольства заговорил о "Северном потоке". Российское руководство почти как личную обиду воспринимает недоверие к чистоте этого проекта. «Я хочу напомнить, что морские газопроводы уже хорошо себя зарекомендовали, и более трети газа в Европу поставляется по морским маршрутам, и все идет нормально. Мы с самого начала уделяли большое внимание экологической стороне вопроса, на экспертизы затрачено более 100 млн евро на площади более 40 тыс. кв. км -- это примерно территория Дании. Мы реагировали даже на те сигналы, которые были маловероятны, умозрительны. И разрешения (на строительство газопровода. -- Ред.) получены со стороны Германии, Дании, Швеции. Уверен, "Северный поток" станет бесперебойным, надежным каналом поставок», -- плавно надавил на Финляндию Владимир Путин, попутно отметив, что «столь же строгой экологической экспертизе мы в России подвергаем практические все наши крупные проекты».
Глава российского правительства не преминул отпустить шпильку в адрес недавно прошедшего Копенгагенского саммита по глобальным климатическим изменения, который, как известно, завершился провалом: «К сожалению, двухлетний переговорный процесс так и не позволил выйти на результат, а простое продление Киотского протокола уже не может удовлетворять». Хельсинкская комиссия по защите среды Балтийского моря, по мнению г-на Путина, действует куда успешнее. Россия сейчас председательствует в комиссии и в мае на заседании министерской встречи в Москве представит свою программу защиты моря.
«Балтийское море, воспетое нашими предками в эпосах и сагах, веками служило людям, соединяло их, обеспечивало торговые пути, буквально кормило наши народы, пришло время и нам вернуть долги», -- поэтически завершил свое выступление Владимир Путин.
Не досидев до конца заседания, г-н Путин отправился на двустороннюю встречу с финским премьером, после которой главы правительств вышли к прессе. Журналисты четко выделили две главные темы российско-финских отношений -- газ и лес. Отвечая на вопрос о "Северном потоке" и возможном падении спроса на российский газ, г-н Путин отметил, что в связи с экономическим кризисом и падением производства потребление уменьшилось, но не без сарказма предложил исходить из лучших для России сценариев: «В ближайшие 15--20 лет структура потребления энергоносителей не изменится, альтернативные источники энергии -- солнечная энергия, дрова, сушеный навоз не заменят природный газ». Финский журналист поставил лесной вопрос ребром -- «очень важно вообще освободить лес от таможенных пошлин», но российский премьер не повелся на такое крамольное предложение: «Повышение пошлин продиктовано законным желанием развивать собственное производство и переработку, мы не хотим никому делать плохо, мы хотим себе сделать хорошо».
Впрочем, и г-ну Путину вчера не удалось добиться от Финляндии официального разрешения на Nord Stream -- его финская сторона пообещала озвучить через несколько дней по итогам независимой от правительства экологической экспертизы.
Юлия МИРОНОВА, Хельсинки