Руководство госкорпорации «Ростехнологии» вчера впервые публично поддержало решение премьера Владимира Путина о передаче ее авиационных активов «Аэрофлоту». На совместной с «Аэрофлотом» пресс-конференции заместитель генерального директора «Ростехнологий» Игорь Завьялов
(на снимке) сообщил, что корпорация никогда и не собиралась оперативно управлять авиакомпаниями, переданными ей государством в 2008--2009 годах. Однако процесс перевода этих активов на баланс «Аэрофлота» обещает быть продолжительным. Одно только акционирование трех ФГУПов, числящихся сейчас за госкорпорацией (ГТК «Россия», «Кавминводыавиа» и «Оренбургские авиалинии»), займет, по словам г-на Завьялова «от восьми до 12 месяцев». Кроме того, сторонам еще только предстоит достичь согласия по принципиальным вопросам: сколько передаваемые авиационные активы стоят и что госкорпорация может получить в обмен на них.
Во всяком случае меморандум о взаимопонимании по этому поводу, о котором «Ростехнологии» и «Аэрофлот» намеревались объявить вчера, так и остался неподписанным. А смысловой заряд вчерашней совместной пресс-конференции руководителей «Аэрофлота» и «Ростехнологий» заключался, видимо, в том, чтобы продемонстрировать, что теперь госкорпорация тоже поддерживает идею передачи шести ее авиакомпаний «Аэрофлоту». Идея была впервые высказана министром транспорта, председателем совета директоров «Аэрофлота» Игорем Левитиным в конце прошлого года. До 2 февраля, когда эту схему одобрил Владимир Путин, «Ростехнологии» отстаивали альтернативный вариант: объединение тех же госактивов с частной авиационной группой S7
(см. «Время новостей» от 3 февраля).
Вчера г-н Заявьялов подчеркнул преимущества партнерства с «Аэрофлотом», отметив, что в результате слияния авиакомпании «Ростехнологий» превращаются из разрозненного актива в консолидированный. Заместитель гендиректора также пояснил, что госкорпорация и не намеревалась самостоятельно управлять авиакомпаниями, поскольку «для этого нужно иметь профессиональный менеджмент, такой, какой есть у «Аэрофлота». «Ростехнологии», по его словам, не хотят «полностью уходить из авиационного бизнеса», но видят для себя там две роли -- акционера «Аэрофлота» и поставщика самолетов, а также запчастей к ним.
Вместе с тем г-н Завьялов заявил, что размер пакета акций «Аэрофлота», который «Ростехнологии» могли бы получить в обмен на свои авиакомпании, пока даже не обсуждался. Этот пакет будет определен рыночным методом -- по результатам оценки передаваемых активов, поддержал партнера генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Концепция объединения активов сейчас прорабатывается, отметил министр Игорь Левитин.
В результате объединения пассажиропоток «Аэрофлота» увеличится с нынешних 11 млн пассажиров в год как минимум до 17 млн, сказал г-н Савельев. Столько получается, если просто прибавить к прошлогодним результатам «Аэрофлота» (с двумя дочерними компаниями) совокупные достижения шести авиаперевозчиков «Ростехнологий». Г-н Савельев выразил надежду, что за счет синергии прирост может оказаться еще более значительным. Однако «путь к этому неблизкий», добавил он. «Ростехнологии» должны будут передать авиакомпании в виде акционерных обществ. А до этого три из шести еще надо подвергнуть акционированию, что, по словам г-на Завьялова, потребует от восьми месяцев до года. «Аэрофлот» не исключает различных форм присоединения авиакомпаний: некоторые из них могут стать дочерними предприятиями, а другие -- влиться в структуру «основного» «Аэрофлота». Там, где у передаваемых авиакомпаний есть негосударственные акционеры (а такова ситуация в двух из шести -- "Владивосток авиа" и "Саратовские авиалинии", где совладельцы контролируют по 49% акций), аэрофлотовский менеджмент готов выкупать эти пакеты или искать формулу сотрудничества, особенно если речь идет об акционерах -- местных властях. «Какой будет судьба того или иного актива, это вопрос времени и той стратегии, которую мы изберем», -- пояснил г-н Савельев. Судя по всему, выбор даже самой общей стратегии -- это еще предмет будущих переговоров «Аэрофлота» с «Ростехнологиями». Вчера эти две государственные структуры намеревались скрепить свое авиационное партнерство неким меморандумом, но в итоге заменили церемонию подписания просто пресс-конференцией.